Опять будет много цифр, но это необходимо.
В начале 2018 года курс рубля к доллару составлял примерно 60. В начале апреля, после скандала с "солсберецким шпилем" и кое-каких санкций, курс подпрыгнул до примерно 63 рублей за доллар. В августе, после сообщения о подготовке новых санкций, курс подпрыгнул до 68 рублей за доллар.
Такой рост был связан именно с "политическими потрясениями", а не с ценой на углеводороды. Мировые цены на нефть и природный газ были довольно высокими и стабильными.
5 сентября 2018 года курс доллара подпрыгнул до 70 рублей, а курс евро впервые за долгое время превысил 80 рублей. В этот момент цена нефти Brent достигла практически годового максимума — примерно $77 за баррель. Цена нефти WTI на нью-йоркской товарной бирже поднялась почти до $68 за баррель. Долларовый (не рублевый!) показатель московской биржи RTSI опустился до 1050 (падение ниже 1000 означает тяжелый кризис).
В этот момент главные показатели Нью-Йоркской фондовой биржи (NYSE) были на высоте. А вот RTSI был очень низким — из-за политических соображений, из-за страха кремлевских. И это несмотря на высокие цены на нефть и газ.
Продвинемся вперед почти на четыре месяца, к 24 декабря 2018 года. В этот день цена нефти Brent снизилась до $50 за баррель, а WTI упала до $43 за баррель. Цена нефти упала на одну треть против начала сентября! За тот же период главные показатели NYSE упали примерно на 20%. Главным фактором здесь стало "объявление холодной войны Китаю" трамповским вице-президентом Пенсом 2 октября 2018 года. К концу года Вашингтон испугался и (временно) спустил "китайскую холодную войну" на тормозах, чтобы избежать дальнейшего падения товарной и фондовой биржи.
Но вот что интересно: 24 декабря RTSI не упал против 4 сентября, остался на уровне 1050! А рубль даже немного укрепился — был 70 рублей, а стал 69 рублей за доллар. И это несмотря на крупное падение на рынке углеводородов, несмотря на большущее падение мировых фондовых показателей!
Почему? На российском фондовом рынке перестали бояться санкций. Кремль понял, что новых американских санкций не будет, и вообще новых западных санкций, скорее всего, не будет! Красота! В результате существенно улучшились настроения на московской товарно-валютной бирже.
Палата представителей Конгресса и Сенат США в последние месяцы 2018 года выдавали один за другим пакеты, направленные против путинского режима. Но все эти меры блокировались администрацией Трампа, в первую очередь Минфином, где заправляет мистер Мнучин, связанный с Дерипаской и другими российскими олигархами. Хуже того, санкции против предприятий Дерипаски были в значительной степени сняты. Этим и объясняются "московские чудеса" декабря 2018 года.
Посмотрим теперь на ситуацию 4 июня 2019 года. Целый месяц, весь май и начало июня, падали мировые цены на углеводороды (и нефть, и природный газ "упали" почти на 20%), летели вниз биржевые показатели (падение около 7%).
4 июня нефть WTI остановилась на уровне $53 за баррель, Brent — $61,5 за баррель. Это несколько выше, чем 24 декабря прошлого года. Но примите во внимание падение цены природного газа до уровня ниже $200 за кубометр. Это намного ниже, чем в декабре 2018 года.
Более того, Россия в мае прекратила поставки нефти по нефтепроводу "Дружба" из-за сильного загрязнения нефти. Потребители нефти в Беларуси, Польше, других европейских странах громко взвыли. И естественно, добыча нефти упала — нет способов вывозить.
В первые три дня июня среднесуточная добыча нефти и газового конденсата в РФ рухнула с 11,11 до 10,87 миллиона баррелей в сутки. По сравнению с мартом добыча уменьшилась на 430 тысяч баррелей в сутки, или 3,8%, а по сравнению с рекордными значениями октября прошлого года — на 551 тысячу баррелей в день, или 4,8%. Ее текущий уровень — минимальный с лета 2016 года.
И России предстоит выплатить не менее 5 миллиардов долларов на покрытие убытков потребителей (разрушение труб и оборудования).
Нетрудно предположить, что в результате такой серии финансово-технологических катастроф RTSI должен был упасть ниже 1000, а курс доллара — превысить 65 рублей.
В реальности 4 июня RTSI находилась на рекордном уровне 1300, курс доллара лишь чуть превысил 65 рублей. Оказывается, между 24 декабря 2018 года и 4 июня 2019 года положение на московской бирже резко улучшилось. Это вопреки ухудшившейся финансово-экономической реальности. Где же источник этого чуда?
Путинский режим больше не боится санкций. Точнее, не боится, пока есть Трамп.
Смотрите сами:
— Новые санкции против РФ реально не вводятся. Трамп ведет себя предельно нагло, игнорируя антипутинские законодательные инициативы Конгресса США. (Это ли не доказательство того, что Трамп любит Путина?)
— Часть санкций отменена. Например, Дерипаске разрешено построить в США завод по производству алюминия в 200 тыс. тонн алюминия в год.
— Трамп беседовал с Путиным по телефону и во всем с ним согласился. Теперь Трамп хочет встретиться с Путиным в Осаке (наверное, чтобы отчитаться о проделанной работе и получить новые задания). В ответ, видимо, Путин пообещает Трампу помощь в предвыборной кампании 2020 года...