Движение "За права человека" (ЗПЧ) 15 октября разместило на сайте исковое заявление Министерства юстиции в Верховный суд РФ о ликвидации организации. В нем указаны несколько причин.
Первой стали "недостоверные сведения об адресе".
Минюст рассмотрел, что в ЕГРЮЛ адрес организации написан как "улица Каланчевская, дом 47", на бланке движения указано "ул. Каланчевская, дом 47, помещение 1", а на сайте ЗПЧ указан адрес "ул. Каланчевская, дом 47, этаж 1, помещение 1". В договоре о безвозмездном пользовании помещением, который был заключен с московским департаментом городского имущества, адрес указан так: "ул. Каланчевская, дом 47, этаж 1, помещение 3, комнаты 1–10". Чиновники посчитали это серьезным нарушением, при этом не отрицают, что ЗПЧ трижды пытался сдать документы для изменения адреса в ЕГРЮЛ — но Минюст каждый раз отказывал в этом.
Вторая группа претензий названа "внутренние противоречия и несоответствия".
Минюст увидел в уставе стандартный пункт о том, что движение "оставляет за собой право ведения предпринимательской деятельности для достижения уставных целей". Однако чиновники не нашли в записи в ЕГРЮЛ "сведений о видах экономической деятельности движения и кодах по общероссийскому классификатору". ЗПЧ попыталось исправить это нарушение, но Минюст отказал в регистрации документов.
Следующий набор претензий касается решений внеочередного съезда "За права человека", прошедшего 31 марта 2018 года.
Минюст заявил, что протокол съезда "не соответствует уставу движения". Согласно протоколу, в съезде участвовали делегаты от 53 отделений: 39 с правом голоса и 12 с совещательным голосом, а на сайте указано, что в съезде участвовали 44 делегата из 37 регионов. Кроме того, "участие в работе съезда делегатов с правом совещательного голоса не предусмотрено уставом движения", выяснил Минюст.
Одна группа претензий касается отделений ЗПЧ.
Чиновники нашли, что на одном из собраний был избран делегат от Кузбасского регионального отделения, тогда как нет такого субъекта Федерации (есть Кемеровская область, называемая Кузбассом). Минюсту не понравилось также, что Общественный благотворительный центр Тамбовской области прислал своего делегата на съезд ЗПЧ, тогда как в Тамбовской области у движения есть региональное отделение. Также Минюст посчитал незаконным приезд на съезд ЗПЧ делегата от "Голоса Беслана", "так как на территории Республики Северной Осетии — Алании у движения данной организации нет".
Последние претензии касаются статуса так называемого "иностранного агента".
В феврале 2019 года Минюст принудительно включил ЗПЧ в соответствующий реестр из-за "опосредованного получения денежных средств из иностранных источников" и "участия в политической деятельности". НКО в статусе "иностранного агента" обязаны раз в полгода публиковать в интернете или СМИ отчет о своей деятельности.
Минюст счел, что отчет на сайте ЗПЧ за первое полугодие 2019 года не содержит объем, предусмотренный законодательством, и потребовал разместить отчет не позднее 26 сентября. Не увидев его, он обратился в суд.
Кроме того, указывается в иске, Роскомандзор в 2019 году четыре раза возбуждал административное производство в отношении исполнительного директора ЗПЧ Льва Пономарева — за то, что в статьях и публикациях в блоге он не упоминал статус "иностранного агента". Еще три аналогичных производства было возбуждено против организации.
В конце иска Минюст утверждает, что движение ЗПЧ ведет свою деятельность "с неоднократными грубыми нарушениями закона или других актов", и "в целях укрепления законности" просит ликвидировать правозащитную организацию со всеми региональными отделениями.
Лев Пономарев рассказал "Коммерсанту", что организация еще не успела проанализировать иск Минюста, и отметил, что многократные штрафы движения связаны с тем, что власти "как бы изменили методы и по-другому начали охотиться за "иностранными агентами". "Если раньше в соцсетях можно было не отмечать, что речь идет об "иностранном агенте", то теперь это стали требовать", — сказал он. По его словам, даже когда "Новая газета" по ошибке не указала в своей публикации, что "За права человека" является иностранным агентом, оштрафовали именно движение, а не издание: "Хотя представители газеты сами приходили в суд и говорили, что это их ошибка". "Бесспорно, если мы проиграем все суды и движение будет ликвидировано, мы в каком-то виде себя сохраним", — сказал Пономарев.
Отметим, что в состав созданного в 1997 году общероссийского общественного движения "За права человека" входят региональные и местные правозащитные организации. Движение занимается защитой прав заключенных, свободного предпринимательства, прав граждан на свободные и справедливые выборы и независимых СМИ, противодействием репрессивной наркополитике и политическим репрессиям, а также другой правозащитной деятельностью.