28 июля 1996 года два молодых человека приехали на берег реки Колумбия в американском штате Вашингтон, чтобы посмотреть на соревнования гидропланов. На берегу реки рядом с местом, которое называется Кенневик, они обнаружили череп, появившийся на поверхности, потому что вода размыла берег. Вызвали полицию, но оказалось, что ни о каком преступлении речи нет — во всяком случае в современном мире.
Изучение останков Кенневикского человека (а вскоре нашли еще множество костей — это оказался один лучше всего сохранившихся скелетов древних обитателей Америки) показало, что он родился около 9 тысяч лет назад.
Кенневикский человек, как выяснили ученые, питался в основном мясом морских млекопитающих (что естественно для человека, живущего на побережье Тихого океана), а пил (даже это можно определить!) в основном воду, полученную от таяния ледников. Так как ближайшие к месту его находки ледники с тающей водой находятся на Аляске, то было высказано резонное предположение, что он много путешествовал — скорее всего перемещался на лодке и охотился на морских животных.
Жизнь у Кенневикского человека была непростая — судя по всему, у него были мощные мускулы, на его теле нашли следы многих травм, у него было сломанное, но сросшееся ребро, след удара копья, но все-таки он дожил примерно до 38 лет — что много для того времени, и, судя по тому положению, в котором он лежал в земле, был похоронен, а не просто умер где-то под кустом.
Но вокруг найденного скелета быстро начался скандальчик, который постепенно перерос в большой-большой скандал. Земля в штате Вашингтон, где он был найден, принадлежала Американскому корпусу военных инженеров — получалось, что находка — собственность армии. Но существует закон, грозящий очень большими штрафами, а может быть, и тюремным заключением тем людям или организациям, которые не возвращают индейцам останки тех, кто официально признан их предками. А индейские племена, живущие в этих местах, сразу заявили, что это, конечно же, их предок.
Сначала доказать родство не удалось, и судья даже заставил конфедерацию индейских племен оплатить довольно большие судебные издержки. Скелет поместили в прекрасный этнографический музей Берка в Сиэттле — как в нейтральное место. Но из-за этого вопрос о том, каково же происхождение Кенневикского человека, принял особую остроту.
А вопрос этот, вообще-то, очень интересный. Как мы знаем, первые жители Американского континента, скорее всего, перебрались туда из Сибири, пройдя по перешейку, находившемуся в древности там, где сегодня Берингов пролив. Но был ли это единственный путь миграции? Существует еще много разных предположений — есть те, кто считают, что были люди, добиравшиеся до Америки по морю через Тихий океан из Юго-Восточной Азии, а есть даже те, кто думают, что первобытным людям задолго до Колумба и викингов удавалось пересекать Атлантический океан, передвигаясь в его северной части вдоль линии льдов. Все это, скорее всего, романтические фантазии, но все равно любые сведения о древних жителях Америки могут принести новые данные о заселении материка.
И вот, антропологи, изучавшие Кенневикского человека в начале 2000-х годов, заявили, что видят большое сходство с народом айнов — древними жителями Японских островов, и с полинезийцами. Это, с одной стороны, помогло обосновать право не передавать скелет индейским племенам, но с другой открывало совершенно новые возможности в изучении заселения Америки. Разразился ужасный скандал. Ученых обвинили в том, что эти выводы были сделаны из-за нежелания отдавать скелет. Тут еще выяснилось, что в отчете употреблялось слово "европеоид", которое журналисты тут же истолковали как европеец, хотя это не одно и то же. И понеслось: АААА! Вы что же, считаете, что первыми жителями Америки были европейцы? Ну дальше понятно — обвинения в расизме, в недооценке того и сего… Тот факт, что айны относятся к группе европеоидов, уже никого не волновал. А после того, как была сделана реконструкция внешности Кенневикского человека, журналисты заявили, что он напоминает английского актера Патрика Стюарта, исполнителя роли капитана "Энтерпрайза" Жан-Люка Пикара в "Стартреке".
Следующий виток события получили всего несколько лет назад. К этому времени техника изучения ДНК уже сильно продвинулась вперед, и лаборатория в Копенгагене, считающаяся главным авторитетом в изучении первобытных ДНК, занялась повторным анализом. Представители нескольких индейских племен сдали образцы для сравнения с их ДНК — и теперь оказалось, что Кенневикский человек, или "Старик", как его называют индейцы, — действительно их родственник. 17 февраля 2017 года останки Старика были переданы представителям пяти племен, обитающих рядом с рекой Колумбия. На следующий день его захоронили в присутствии 200 членов племен. Место захоронения хранится в тайне.
И с одной стороны, обидно ужасно. Ведь способы анализа ДНК и вообще изучения древних останков будут развиваться. О чем еще мог бы рассказать нам Кенневикский человек? А с другой, если задуматься, человек, разоряющий сегодня могилу, будет считаться преступником. А если это останки человека, умершего полвека назад? Все равно преступник. А если век? Наверное, тоже. А два? Где проходит граница между осквернением могилы и научным исследованием? Это очень непростой вопрос. Неслучайно возникает столько легенд о мести мумии, недовольных духах и так далее — они появляются в разных частях мира там, где археологи проводят раскопки. И как же быть? Я не знаю. Обидно за Кенневикского человека. Но теперь он покоится с миром.
! Орфография и стилистика автора сохранены