Я убеждён, что одной из многих причин долговечности многовекового российского деспотизма является то, в какой форме Россия унаследовала римское право.
В Европе издавна доминировали две правовые системы - англо-саксонская и римская. Англо-саксонское право (сегодня оно называется англо-американским) основано на прецеденте, то есть, на решениях судей, которые обязаны в своих постановлениях опираться на предыдущие судебные решения. Римское право основано на кодексах, на сводах законов, на письменных источниках.
Кроме них, существуют ещё несколько правовых систем, в основном религиозных. Например, исламское право (шариат), еврейское право (галаха), китайское право (включающее в себя конфуцианские и социалистические принципы), индуистское право и католическое право.
Римское право досталось России от Византии. В середине 6 века, по указу императора Юстиниана была проведена реформа римского гражданского права, а также его более совершенная кодификация. Законы римской республики и римской империи усилиями группы византийских правоведов под руководством юриста Трабониана были приспособлены к новым реалиям, и прежде всего, к доминированию христианства в жизни Византийской империи. Например, были расширены имущественные права церкви и закреплён тезис божественного происхождения власти императора.
Кодекс Юстиниана закрепил нарождавшиеся феодальные отношения и поэтому позже пригодился и многим другим странам Европы, например, Священной Римской империи (конгломерату немецких государств), где он был в употреблении в течение тысячелетия. По этой причине, кстати, римское право иногда называют римско-германским.
В Россию римское право пришло именно в той форме, в которой оно существовало после реформы Юстиниана и с тех пор практически не менялось в своих основах (если не считать советский период).
С развитием капиталистических отношений, понадобилась новая реформа римского права, отражавшая современную (для той эпохи) реальность. Великая французская революция 1789 года вдохновила именно такую реформу. Эта реформа была закреплена в Кодексе Наполеона (1804 г.) и некоторых других документах, таких как криминальный кодекс, военный кодекс и т.д.
Несмотря на то, что Кодекс Наполеона во многом опирался на кодекс Юстиниана, он, тем не менее, закрепил отмену рабства и крепостничества. Кроме того, в наполеоновском кодексе практически не упоминалась церковь и не предусматривалось наказание за гомосексуальные отношения. Кодекс гарантировал равенство всех граждан перед законом. Например, евреи впервые стали равноправными гражданами Франции благодаря именно этим реформам.
Территориальная экспансия Франции при Наполеоне создала условия для распространения кодекса Наполеона на большую часть Европы. Даже те страны, в которых ненавидели Наполеона, с энтузиазмом переняли "новую редакцию" римского права, как более удобную, более логичную и лучше отвечавшую требованиям времени.
Поражение Наполеона в 1812 году сделало невозможной перенятие нового кодекса в России. Поэтому, можно сказать, что Россия осталась с римским правом в редакции Юстинана.
Естественно, в России проводились и свои реформы права, например крестьянская (отмена крепостного права в 1861 г.), земская и судебная (1864 г.), но эти реформы не затрагивали фундаментальных концептуальных основ римского права.
Именно поэтому, принцип равенства всех граждан перед законом никогда не появился в российском имперском законодательстве. Евреи, к примеру, получили равные права лишь в 1917 году, после прихода к власти большевиков.
Разумеется, правовая система не является главным или важнейшим локомотивом социальных изменений в обществе. Но, тем не менее, её влияние на социум не стоит недооценивать. Форма, в которой Московское государство переняло у Византии римское право, "законсервировало" архаичность российской правовой системы на столетия, а отсутствие влияния кодекса Наполеона надолго задержало введение многих прогрессивных изменений и, таким образом, крайне негативно сказалось на российской истории.
! Орфография и стилистика автора сохранены