Если госпожа Политика возьмется за дело, то уж наплетет, накуролесит будь здоров. Геополитическая драма, разыгрывающаяся на наших глазах в Нагорном Карабахе (НК), — хороший пример того, как это происходит. Итак, мы имеем запутанный клубок давних проблем, осложненных свежими трагедиями и вмешательством, тайным и открытым, внутренних и внешних политических игроков, преследующих свои интересы, зачастую не имеющие никакого отношения к этой трагедии.
Начнем с самого НК, относительно небольшого, небогатого природными ресурсами региона, исторически заселенного преимущественно армянами, но оказавшегося в составе Азербайджана в результате проведения в жизнь ленинской концепции сегментации национально-территориальных автономных единиц. Так было легче манипулировать автономиями в СССР. Эта политическая инновация большевиков создала определенную политическую реальность. Затем последовали события 1988-го (Сумгаит и т.д.), что изменило политическую ситуацию и могло бы послужить юридическим основанием для изменения статуса НК.
Но этого не произошло. Ситуацию осложнили распад СССР (субъект международного права, в рамках которого должен был быть решен этот конфликт) и война НК (фактически Армении) с Азербайджаном. Ситуацию еще больше запутала последующая оккупация Арменией территорий Азербайджана, не входящих в НКО. Это создало новую политическую реальность, представив Армению как страну-агрессор с точки зрения международного права.
Сейчас мы наблюдаем очередной этап этой драмы. На данный момент соотношение сил явно изменилось в пользу Азербайджана. ВВП Азербайджана почти в четыре раза превышает ВВП Армении, а численность населения — более чем в три раза. Кроме того, о решительной поддержке Азербайджана заявила Турция, в то время как Россия, основной союзник Армении, находится не в том положении, чтобы втягиваться еще и в эту войну.
При всем том до разрешения конфликта так же далеко, как и в 1988-м, что поднимает вопрос о судьбе его участников. Ибо война не только истощает Армению и Азербайджан, но и усиливает негативные явления внутри этих стран, мешает им двигаться в сторону демократии, цивилизованности, на основе инновационной экономики. Кроме того, пока обе страны "сцепились" намертво, они не могут реализовать давние мечты, стать успешными, действительно независимыми и реализовать свои национальные проекты в Турции и Иране.
Ситуация может измениться коренным образом, если обе стороны сумеют совершить дипломатическую революцию и найдут выход из этого "Черного Сада". При этом следует понимать, что решение политических конфликтов лежит не в области таких категорий, как справедливость и т.д., а исключительно в сфере возможностей и целесообразности. Так что предстоит, вероятно, компромисс на основе обмена территориями. Это может быть прецедент международного значения, открывающий новые геополитические конфигурации не только в Закавказье.
Теперь мы можем перейти к анализу второго круга заинтересованных сторон. Эта война действительно очень выгодна прежде всего властным группам Турции, Ирана и России. И начнем мы с Турции — наиболее открыто и агрессивно заявившей о своих интересах в том регионе. Разбираясь с этими интересами, мы должны учитывать некоторые факторы.
Во-первых, Турция — это страна с неопределившимся цивилизационным выбором: исламская империя или западная демократия. Причем г-н Эрдоган явно разворачивает страну в сторону первого варианта.
Во-вторых, внутренняя ситуация в стране довольно напряженная: курдская проблема, борьба авторитарных и демократических сил, эмансипация общества от контроля армии, усиливающееся влияние фундаменталистов и т.д.
В-третьих, страна окружена лютыми врагами: Греция, Армения, Болгария, Сирия.
Кроме того, необходимо учитывать, что Турция хоть и не стала частью Запада, но пока нужна Западу как сдерживающий фактор против российского и иранского влияния в регионе.
Все это делает поведение Турции и агрессивным, и неустойчивым одновременно, она готова как на конфронтацию, так и на неожиданные компромиссы. И судьба НК тут играет последнюю роль, так что, извините, братья, в политике каждый за себя. Но Эрдоган все-таки упорно пытается продвигать имперские интересы, вытесняя Россию и Иран из Закавказья и закрепляя ресурсы Азербайджана в сфере своего влияния. Правда, "братья азербайджанцы" имеют свое мнение и о "едином народе", и о геополитических перспективах своей страны, и это триггер еще одной политической интриги.
Россия традиционно пытается установить гегемонию в Закавказье, и временами ей это удавалось. Вот только в последнее время ресурсов уже не хватает (съела война в Украине и другие имперские авантюры). Кроме того, Россия пытается сохранить свое влияние и в Азербайджане, потому и позиция Кремля неопределенно-осторожная. Это ставит Армению в особо уязвимое положение, тем более что отношение к России как стратегическому союзнику уже давно под вопросом. Отсюда возникают другие варианты, порой очень неожиданные. Поскольку речь идет о выживании Армении, то нас не должно удивлять появление новых политических комбинаций и странных, на первый взгляд, альянсов.
Витает над этим регионом и тень Ирана. Закавказье столетиями было объектом и персидской экспансии. Но ситуация изменилась, и на данном этапе аятоллы должны учитывать политические риски, связанные с усилением Азербайджана и возможной активизацией азербайджанской общины в самом Иране, что ставит под угрозу существование этой многонациональной шиитской империи. Помнят персы (как тут забудешь) и о недремлющем оке Дяди Сэма — только дай повод, рассчитаются сразу за все. Вот если бы Россия и Турция напрямую сцепились... Да к тому же и США по оплошности влезли бы, то это был бы предел мечтаний правоверных. Но такой сценарий маловероятен, так что Иран пока только присматривается и действует втихаря, что не исключает осложнений и на этом направлении.
В этом переплетении интересов, конфликтов и политических амбиций нельзя не вспомнить Грецию. Она давно лелеет заветную мечту переиграть ту судьбоносную, но несчастливую войну (1919–23) и восстановить Великую Элладу, что включает не только Кипр, Константинополь с окрестностями, но и всю западную часть Малой Азии. Благоприятная ситуация может сложиться, когда имперские авантюры втянут давнего врага в изнурительные конфликты, а в самой Турции усилятся сепаратистские настроения и другие кризисные явления, типичные для умирающих империй. Если к тому времени Россия и Иран ослабнут, то Западу уже не будет нужен такой плохо предсказуемый союзник и Турция останется одна против всех, а это чревато реанимацией т.н. "Восточного вопроса" и новым кровавым переделом на всем Ближнем Востоке.
США также имеют свой интерес в этом регионе, впрочем, как и в любом другом. Американцы могут рассчитывать на дальнейшее ослабление России в ходе этого конфликта, а Турция, возможно, станет более послушной, надеясь на поддержку. Кроме того, если удастся разрулить конфликт, то можно будет использовать Азербайджан против Ирана. Как-никак 13 млн азербайджанцев проживают там, и их сепаратистские настроения пока удается подавлять только благодаря неустойчивой ситуации в самом Азербайджане и жестоким репрессиям иранского теократического режима. Так что конфликт в НК стелет зеленое сукно для большой политической игры и на этом направлении.
Как не странно, но свой интерес в этой драме имеет и Украина. С одной стороны, это отвлекает внимание и истощает ресурсы Москвы, с другой стороны, создает прецедент для решения таким способом проблемы Донбасса и объективно формирует благоприятные условия для возвращения Крыма, тем или иным путем. Кроме того, возможное ослабление Турции снижает вероятность обострения татарской проблемы в Крыму в послеоккупационный период. Т.е. Украине следовало бы сыграть, но только осторожно, чтобы враги и опасные друзья проиграли, а новые политические возможности появились.
На этом, уважаемый читатель, мы остановимся, ибо политический клубок, сплетенный вокруг Нагорного Карабаха, действительно очень сложен, и понадобится не один день для перечисления всех нюансов, связанных с этой трагедией. Кроме того, мы не должны забывать, что один из принципов успешной политики требует использовать любую ситуацию для достижения своих целей, а это значит, что мы пока не знаем, чьи "уши" вылезут и какие игроки проявят себя и свои "многоходовочки" со временем, по ходу развития этой драмы.
Кто-то может возмутиться: а как же люди? Ведь в этой мясорубке гибнут тысячи, ломаются судьбы миллионов! А я отвечу просто — так работает международная политическая система. Нет у Истории жалости, иногда везет, но так бывает редко. Т.е., уважаемые армяне и азербайджанцы, хотите отвести еще большую беду — наберитесь политической мудрости, выдержки и договаривайтесь, а иначе: кровь, разорение, безысходность и судьба разменных пешек в чьих-то политических играх.