Итак, свершилось. Нарушив все мыслимые дедлайны, накануне Рождества Лондон и Брюссель объявили о достижении сделки, которая будет регулировать торговые отношения между ЕС и Британией после окончания 31 декабря переходного периода. Поскольку до беспорядочного развода оставалась неделя, игра нервов у политиков с обеих сторон достигла пика. И как это принято в захватывающем триллере, до самого финала активно использовался саспенс: переговорщики согласовывали последние детали компромисса всю ночь.
На пресс-конференции на Даунинг-стрит Борис Джонсон торжествовал. "Мы вернули себе контроль над своими законами и своей судьбой. Мы вернули себе полный контроль над каждой запятой наших правил", – заявил премьер, подспудно акцентируя свою роль. Говоря о переговорах, Джонсон отметил: "Иногда споры были ожесточенными, но я считаю, что эта сделка хороша для всей Европы. Для ЕС будет неплохо иметь у своих границ процветающую, динамичную и удовлетворенную Великобританию". Премьер подчеркнул, что соглашение позволит британским товарам продаваться на рынке ЕС без тарифов и квот.
Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, выступая в Брюсселе, была менее высокопарна. По ее словам, путь к соглашению был долгим и трудным, но в конце концов удалось достичь "справедливой и сбалансированной" сделки. Она отметила, что "красные линии" союза не были пересечены: условия конкуренции в едином рынке ЕС останутся равными, правила и стандарты ЕС будут уважаться, имеются эффективные механизмы реагирования в случае, если справедливая конкуренция искажается. "Пришло время перевернуть страницу и смотреть в будущее", – сказала глава ЕК и добавила: "В конце успешных переговоров я обычно испытываю радость. Но сегодня я чувствую только спокойное удовлетворение и, честно говоря, облегчение".
Фон дер Ляйен, конечно, не одинока. Европейские лидеры сильно устали от переменчивой и агрессивной манеры поведения Джонсона, который не стеснялся прибегать к прямому шантажу, не раз заявляя о том, что Британия не боится разойтись с Европой без сделки. Впрочем, кто пошел на более крупные уступки, еще не неизвестно. 2000 страниц текста соглашения пока не опубликованы. Не ясны многие важные детали. Кстати, есть версия, что Джонсон до предела затягивал заключение соглашения, всячески драматизируя экономически малозначимый вопрос о рыболовстве в британских водах, из тактических соображений. Палата общин соберется для голосования по соглашению 30 декабря. Таким образом, у жестких брекситеров во фракции тори, которые крайне болезненно относятся к любым уступкам, времени для предметного изучения соглашения почти не остается.
Стоит отметить, что хотя соглашение действительно предусматривает отсутствие в торговле между Британией и ЕС пошлин и товарных квот, общие условия товарооборота все же значительно усложняются. Все товары, пересекающие границы, будут подвергаться таможенной проверке, потребуется заполнение деклараций, различных сертификатов соответствия. Это не может не отразиться на эффективности бизнеса экспортеров. Кроме того, соглашение не затрагивает сектор услуг, в т.ч. банковских и финансовых, которые крайне важны для британской экономики. Однако в нынешних обстоятельствах заключение соглашения – это лучшее, что могло произойти в отношениях ЕС со своим бывшим членом, экономика которого развивалась в рамках союза на протяжении почти 50 лет.
! Орфография и стилистика автора сохранены