Мьянма сделала еще один шаг к межэтнической и, возможно, гражданской войне: как сообщили сегодня в Токио, руководители десяти вооруженных группировок ряда национальных меньшинств страны провели 3 апреля онлайн-совещание, на котором договорились совместно противодействовать совершенному в стране военному перевороту. Они потребовали освобождения политических заключенных и приняли решение начать процесс пересмотра соглашений о прекращении огня, которые были заключены с ныне свергнутым гражданским правительством.
Представители вооруженных группировок, по этим данным, выразили также намерение усилить контакты с оппозиционными силами, организующими непрерывные акции протеста против переворота.
Среди участников совещания наибольшей вооруженной силой располагает т.н. Каренская национально-освободительная армия, контролирующая фактически автономный район проживания каренов на юго-востоке Мьянмы. В конце марта ВВС страны нанесли бомбовые удары по этой зоне. Акция, как утверждается, была предпринята в ответ на нападение каренских боевиков на армейский пост, в результате которого якобы погибли десять военных, несколько попали в плен. После бомбардировок до 3 тыс. жителей района бежали в соседний Таиланд.
В то же время в онлайн-совещании, по японским данным, приняли участие представители далеко не всех вооруженных формирований национальных меньшинств. В Токио считают, что всего их насчитывается где-то двадцать. Так что половина пока осталась в стороне. В частности, в совещании не приняли участие представители второго по значению вооруженного объединения такого рода – т.н. Армии независимости Качина. Она действует в одноименном штате на границе с Китаем и, как полагают, находится под влиянием Пекина. Некоторые военные группировки национальных меньшинств, по неподтвержденным данным, получают от КНР помощь оружием.
Руководители военной хунты прекрасно понимают опасность объединения оппозиции с национальными военными формированиями и играют на раскол. В частности, с Армии Аракана, отстаивающей интересы народа рохинджа на западе Мьянмы, после переворота был снят ярлык "террористической организации", в список которых ее ранее занесли власти страны. Как полагают, тем самым организаторы переворота пытаются обеспечить нейтралитет этой группировки с несколькими тысячами вооруженных бойцов.
Достаточно призрачны пока и перспективы реального объединения оппозиции с национальными формированиями. Некоторые из них не хотят практического сближения с главной силой противодействия перевороту – Национальной лигой за демократию (НЛД) во главе с ныне арестованной Аун Сан Су Чжи. Ее считают бирманской националисткой, хотя она и ее сторонники выступают за расширение автономии меньшинств в рамках единого федеративного государства. Есть сомнения и на стороне оппозиции – союз с сепаратистами-автономистами может быть использован военными властями для обвинения своих противников в предательстве и попытках развала государства. Впрочем, факт есть факт – сторонники широкой автономии каренов уже открыто под своими флагами участвуют в демонстрациях против переворота, которые организует НЛД.
! Орфография и стилистика автора сохранены