Чего у России не отнять - того, что здесь всегда наступают на одни и те же грабли. Как-то так получается, что русские люди на любом этапе своей истории - самые оголтелые оптимисты в отношении собственных военных потенций, и ничему нас история не учит. Перед практически любой войной в обществе царят самые что ни на есть оптимистические, то есть шапкозакидательские настроения, вызывающие удивление у немногих наблюдателей, сохранивших сколь-нибудь трезвый взгляд. "Малой кровью, на чужой территории" - это ведь не только про сталинское время, это было ВСЕГДА.
И что тоже происходило практически всегда - любые российские войны начинаются не просто с поражений, а с каких-то ошеломляющих РАЗГРОМОВ. После чего обычно война - кровавая, затяжная, страшная - перемещается на российскую территорию и ОЧЕНЬ ДОЛГО с нее не уходит. Потери обычно огромные и могут сравниться разве что с количеством сдавшихся в плен - по последнему показателю Россия (сама или под псевдонимом СССР) тоже неизменно ставит рекорды. Но по итогам Первой Мировой русских сдалось в плен больше, чем солдат всех остальных стран-участниц вместе взятых, а вот во Второй Мировой СССР почти побил этот рекорд уже за первые 5 месяцев (!) своей Великой Отечественной - когда в плен сдалось более 3 млн. бойцов РККА.
Причем это всё касается не только глобальных кампаний, но и даже "малых войн", типа войн с Японией и Финляндией в первой половине прошлого века. Перед японской в 1905 году современники отмечали какой-то совсем уж невероятный "патриотический подъем", японцев сравнивали исключительно с макаками - и каково ж оказалось удивление...
Финскую 1939 года, начатую в конце ноября, Сталин вообще рассчитывал завершить в районе Хельсинки уже к Новому году (что-то напоминает, не правда ли) - но дело внезапно обернулось разгромом целых дивизий, затягиванием на долгие месяцы, массовыми обморожениями и итоговыми потерями - ранеными, обмороженными и убитыми - под 300 тысяч человек, с соотношением потерь - 6 советских солдат на одного убитого финна. А грезили о "легкой прогулке", учитывая соотношение - 4-миллионная Финляндия против почти 200-миллионного СССР!
Да и даже взломав "линию Маннергейма", добить Финляндию все равно не удалось - за нее вступилась Англия, да и США. Война с Финляндией оказалась огромной ошибкой во всех смыслах - и цели никакой не достигли, и фактически "обеспечили" себе блокаду Ленинграда (1 млн. умерших от голода), вынудив финнов своей агрессией вступить в войну на стороне Гитлера.
В чем тут причина - раз уж это повторяется из века в век с неизменным результатом? Причина, думается, в изначальной разделенности русского народа на две составляющие - образованных (интеллигенцию, обывателей, чистую публику) - и собственно народ. Беснуются, орут и всегда (в начале) преисполнены бешеного энтузиазма первые - которые как раз и не особо воюют. А те, кто собственно и призван воевать, основная масса, тот самый Русский Мужик - он воевать на самом деле не хочет, не любит, да и не умеет. Начинает он воевать, только если совсем уж припрут к стенке, и делает это все равно С ОТВРАЩЕНИЕМ.
Проблема в том, что обыватели, умеющие зарегистрироваться в Фейсбуке, у нас уже века с 17-го имеют манеру говорить за всех - за себя и за того парня, то есть за Мужика. Потом-то, конечно, когда и чистая публика малость запаршивеет, завшивеет, перемрет частью от болезней, частью от голода и холода, частью все ж словит свою пулю или осколок - тогда да. Тогда и она внезапно прозревает - и рождаются пронзительные произведения, вроде вот этого, с Гурченко, с ее "Только бы не было войны. Только бы не было войны!"
Или вот Доронина - тоже блестящее, великое:
"...Голодная с дрожью запойной
В харчевне под лавкой спала!
На рынке у самой дороги
Где нищие рядом сидят,
Он мне повстречался - безрукий, безногий
Безногий и рыжий солдат".
Так они всегда и встречаются потом - народ и его вдохновители.
! Орфография и стилистика автора сохранены