В юные годы был страстно увлечен романтикой русско-японской войны – невероятная оборона высоты 203 в Порт-Артуре, бои в гаоляновых джунглях под Мукденом, стычки японской кавалерии и забайкальских казаков. И только со временем вдруг дошло, что в наших рассказах, романах и ощущениях полностью отсутствует осознание того, что война замечательных русских и коварных, поддержанных англосаксами японцев вообще-то шла на чужой территории. И вокруг лихих казаков в косматых папахах и несгибаемой японской пехоты в черных мундирах со смешными белыми гамашами вообще-то жили и бесконечно страдали от чужой ожесточенной империалистической войны многочисленные местные китайские жители. Которых мы игнорировали как тогда, так и в своем нынешнем понимании тех событий.
Лишний раз вспомнил об этом, когда читал интервью японским журналистам бывшего монгольского президента Очирбата. Он рассказал, что образованные монголы в период жесткой, доходившей до патологической ненависти советско-китайской конфронтации каждый день, оказывается, с ужасом и полным бессилием ждали, что их страна станет мишенью ядерных ударов.
"Кошмаром" назвал бывший президент ощущения своих соотечественников в 60-е годы, когда на границе не прекращались советско-китайские инциденты, которые в 1969-м году вылились в прямые столкновения. Большой катастрофичной войны тогда ждали со дня на день.
"В военный конфликт вовлекалась Монголия, а использование ядерного оружия не было исключено",- говорит Очирбат, и он, конечно, прав. В его стране численность советского контингента доходила до 80 тысяч человек, а товарищи из СССР решали все. В Монголии в двух местах были развернуты советские ядерные ракеты, которые легко накрывали Пекин и другие ключевые города Китая. Важной военной информацией с монголами, как вы уже догадались, советские начальники не делились.
Очирбат говорит, что уже в качестве президента в самом начале 90-х годов он понятия не имел, что находится на военных объектах СССР и что оттуда было выведено, когда при Горбачеве войска убрали из Монголии. Которая, как в свое время искрометно шутили, вовсе не заграница. Как и курица - не птица.
! Орфография и стилистика автора сохранены