Саммит Группы семи в Британии после смены хозяина Белого дома должен был показать, что крупные демократии Запада вернулись на путь мультилатерализма и в основном одинаково подходят к важнейшим проблемам сегодняшнего дня. В общем и целом, им это удалось. Если при Дональде Трампе по итогам саммитов с трудом удавалось согласовать хоть какое-то общее заявление, то при Джо Байдене совместное коммюнике заняло более 20 страниц. Впрочем, это говорит и о том, что повестка текущего саммита после двухгодичного перерыва была переполнена. Хотя некоторые ожидания оказались завышенными.
Естественно, на первом плане была борьба с пандемией. И здесь западные лидеры договорились о серьезном шаге – предоставить бедным странам в течение следующего года 1 млрд доз вакцины от коронавируса и предпринять усилия по снижению сроков разработки новых вакцин с 300 дней до 100. Пример показал Байден, заявивший перед саммитом о готовности США выделить 500 млн доз. Тем не менее для решения задачи победы над пандемией этого отнюдь не достаточно – ВТО заявляет, что для этого необходимо 11 млрд доз.
Другой важнейшей темой на саммите стала борьба с климатическими изменениями. Здесь партнеры по G7 взяли на себя обязательство сократить выбросы парниковых газов по сравнению с 1990 годом вдвое к 2030 году и достичь нулевых выбросов к 2050 году. Однако эти отдаленные обещания не впечатлили экоактивистов, которые резко раскритиковали западных лидеров за неготовность согласовать выделение развивающимся странам обещанных ранее десятков миллиардов долларов для сокращения грязных производств. Не смогли лидеры "семерки" договориться и о конечной дате отказа от использования угольной энергии в своих странах – США и Япония пока выступают против.
Зато, несмотря на осторожность некоторых европейских политиков, прежде всего, Ангелы Меркель, удалось согласовать достаточно жесткие формулировки в отношении внешней и внутренней политики Китая. В коммюнике говорится о необходимости совместно бросить вызов "нерыночным практикам" Китая, которые "подрывают справедливое и прозрачное функционирование мировой экономики". В противовес китайскому проекту "Один пояс и один путь", нацеленному на экспансию в развивающихся странах, G7 одобрила инициативу, предусматривающую масштабные инвестиции в инфраструктуру в Африке и Азии. В коммюнике прямо говорится о нарушениях прав человека в отношении уйгурского меньшинства и в Гонконге. Призыв к новому независимому расследованию происхождения коронавируса в Китае также явно не понравится Пекину.
Часть коммюнике, касающуюся России, лидерам "семерки" согласовать было проще – в силу несравнимо более скромного экономического влияния РФ на Западе. России досталось по полной программе. Здесь и призыв "срочно расследовать и убедительно объяснить применение химического оружия на ее территории", и осуждение "систематических репрессий против независимого гражданского общества и СМИ", и требование привлечь к ответственности тех, кто, действуя на ее территории, совершает киберпреступления. Вместе с тем, как обычно, западные лидеры отметили свою заинтересованность в "стабильных и предсказуемых отношениях с РФ".
За кадром осталась активно обсуждавшаяся на двусторонних встречах на полях саммита тема острых противоречий между ЕС и Британией вокруг таможенных проверок в Северной Ирландии. Похоже, никаких компромиссов достигнуто не было, стороны остались на своих позициях.
! Орфография и стилистика автора сохранены