Досрочные парламентские выборы в Армении завершились. Победу на них одержала партия Никола Пашиняна "Гражданский договор". Как и три года назад на вторых кряду досрочных выборах этот политик выиграл. Однако в 2018 и в 2021 гг. он решал принципиально разные задачи. В первом случае фиксировал итоги "бархатной революции" и закреплял транзит власти, а во втором - боролся за ее сохранение в условиях масштабного кризиса, спровоцированного военным поражением Армении во второй карабахской войне.

В ноябре прошлого года, когда Пашинян согласился на принятие беспрецезентных уступок (такие условия ранее не предлагались никому из его предшественников), многие журналисты и эксперты, поспешили списать армянского премьер-министра. Недостатка в прогозах относительно его отставки не было, спорили о сроках. Однако два пика массовых протестов (декабрь 2020 и февраль 2021) не привели к смене режима. А когда появились социологические данные, то, несмотря на снижение прежних рейтингов Пашиняна, стало ясно: он все равно опережает своих потенциальных конкурентов. И хотя число готовых голосовать за экс-президента Роберта Кочаряна выросло по сравнению с зимними "замерами", его итог на выборах – чуть более 21%, означал поражение. Да, Пашинян не получил 70%, как в 2018 году, но уровень порядка 54% при учете карабахского фактора может считаться чуть ли не электоральным триумфом. 

Чем же объяснить этот феномен? У оппонентов Пашиняна ответ готов - административный ресурс и фальсификации. Но, говоря цинично, только массовые протесты (а их стоит ожидать) покажут: действительно ли оппозиция обладает столь значимым общественным ресурсом поддержки. Пока это не очевидно! Если же вынести за скобки конспирологию и предположения, то окажется, что оппоненты власти действовали разрозненно, не имея какой-то четкой программы. Лозунги "будет, как при дедушке" на армянского избирателя не подействовали, так как наряду с очевидными военными успехами в Карабахе были блокада, массовая эмиграция, изоляция страны, бедность и коррупция. Со временем универсальная "карабахская логика" перестала работать. И война не открыла этого, а лишь выпукло высветила. 

Армянское общество не радо тяжелому поражению, это яснее ясного. Но оно не готово ради призрачного реванша (а соглашения от 10 ноября не готовы отменять даже оппоненты Пашиняна) возвращаться к тем, кого когда-то либо отвергло (Серж Саргсян), либо представителям пускай и героического, но прошлого (Роберт Кочарян). Отсутствие новых идей и людей сработало против оппозиции. Пашинян же блестяще разыграл "теорию меньшего зла".  Впрочем, у него в руках не будет карманного парламента. Совокупно почти 27% - это его оппоненты. И оппоненты жесткие, готовые и к прессингу, и к противостоянию ему. 
 

Сергей Маркедонов

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены