"— Как автор "Зеленого шатра", где диссидентство осмыслено как драматический опыт, что можете сказать про сегодняшнюю оппозицию? Кто-то годится в герои вашего романа?

— Ну, мы еще не дожили до того времени, когда можно говорить об опыте сегодняшней оппозиции. Когда всех оппозиционеров пересажают, тогда и будем об этом говорить. Лет через пятьдесят наши потомки в этом будут разбираться".

Свежее интервью Людмилы Улицкой ошарашило и окончательно убедило меня в том, что я знаю и твержу уже давно. К сожалению, российская интеллигенция в большинстве своем является носителем репрессивного сознания.

Это тот тип мышления, который встроен в утробу всякой диктатуры и без которого диктатура не могла бы состояться.

Это и привычка к плохой жизни и гонениям, и допущение подобного опыта как "нормального" для своих же детей. Не говоря о сакрализации этого опыта. Ведь тюрьма в русском сознании подобна "очищающему душу храму". (Спойлер — нет). А "страдание облагораживает". Нет, как правило, страдание деформирует человека в худшую сторону.

Я своими ушами слышала от одного некогда демократического поэта, ныне заделавшегося крымнашистом: "А что такого? Вот мы страдали, так и вы пострадайте." При этом из чрева его раздавалось некое подобие довольного урчания.

Aлина Витухновская

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены