9 ноября нижняя палата британского парламента приняла законопроект о признании политики Османской империи в отношении армян в начале ХХ века геноцидом. Армянский национальный комитет в Соединенном королевстве уже поспешил назвать это решение "историческим". Однако, если оставить в стороне эмоции, то важно понять причины и последствия такого решения.

Британские парламентарии не в первый раз обращаются к этому сюжету. В 2010 году 254 из 495 депутатов проголосовали за признание факта геноцида армян и ассирийцев в Османской империи. При этом в тексте резолюции было внесено и упоминание Холокоста. За год до того большинство депутатов в Шотландии и в Северной Ирландии также проголосовали за признание геноцида. Вопрос о положении дел в отношении христианских общин Османской империи также слушался и в Палате лордов.

В ноябре 2021 года депутаты Палаты общин проголосовали за законопроект о признании геноцида единогласно. Правда, в марте 2022 года предстоит второе чтение, а также одобрение документа британскими лордами. Но есть высокая вероятность того, что данная инициатива получит поддержку. 

Стоит иметь в виду, что обсуждение и голосование в 2009-2010 гг. не оказали существенного влияния на британо-турецкие и британо-азербайджанские отношения. В отличие от Франции и США в Соединенном Королевстве армянская община численно невелика, она насчитывает порядка 15-20 тысяч. В британском истеблишменте есть ее симпатизанты, такие, например, как баронесса Кэролайн Кокс или депутат Палаты общин от консервативной партии Тимоти Лоутон. Но говорить о наличии критической массы успешных лоббистов не представляется возможным. В Британии, скорее, эффективную работу ведут энергетические лоббисты из Азербайджана. 

В чем же заключается интерес британских парламентариев к актуализации сюжетов прошлого? Во многом, как и у их американских коллег, у них есть претензии на реализацию "политики ценностей". Таковая предполагает и восстановление справедливости по отношению к пострадавшим, особенно если это представители различных меньшинств. Но есть и соображения из арсенала "реальной политики". После "Брекзита" Лондон теснее взаимодействует с США. Президент этой страны Джо Байден, как мы помним, в апреле 2021 года в своей речи, приуроченной к сто шестой годовщине трагедии в Османской империи, назвал ее "геноцидом".

Ведущие западные страны устали от геополитической самодеятельности турецкого президента Реджепа Эрдогана. И пытаются разными способами ограничить ее, используя для этого разные методы. В Британии и в США фактор общественного мнения важен. Отсюда и апелляция к трагическим символам прошлого. 

Впрочем, предыдущий опыт Штатов, Франции и Германии говорит о том, что принятие таких законодательных инициатив не привело к обрушению отношений этих государств с Турцией и Азербайджаном. 

Сергей Маркедонов

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены