Если распутать обычные для Суркова длинные и путаные кружева, то в его новом фашистском манифесте окажется несколько старых коротеньких фашистских мысли и одна мысль новая – оригинальная сурковская. Тоже коротенькая и вполне фашистская. То есть, можно сказать, что на одну коротенькую мысль он таки обогатил сокровищницу мировой фашистской политической мысли. Но сначала мысли старые, банальные.

1. Сильное государство (читай – подавляющее свободную общественную жизнь) было есть и будет наилучшим и вполне эффективным средством сдерживания нарастающего социального хаоса (энтропии).

2. Наиболее безопасным способом сбрасывания все равно неизбежно накапливающейся энтропии была, есть и будет является не внутренняя либерализация (это как раз крайне опасно), а внешняя экспансия. Она жизненно необходима для "системообразующих" мировой порядок держав. То есть формой организации мирового порядка были, есть и будут империи.

3. Единственный способ избежать столкновения между империями был, есть и будет раздел мира на фиксированные "зоны свободной охоты" между ними.

И вот здесь я позволю себе дописать мысль Суркова, которую он прямо не высказывает, но которая совершенно очевидно присутствует в тексте. Правила взаимодействия между империями в обязательном порядке должны включать в себя отказ от посягательства на священное право каждой из них по своему усмотрению попирать право и мораль в своей "сфере". Империи должны договариваться не о соблюдении прав человека, а о совместном ограничении этих прав.

Но это все старье из чулана. Новым является теоретическое обоснование второго пункта. Даже не столько теоретическое, сколько литературно-художественное. Свои зоны контроля нужны империям оказывается для сброса туда своих "ядерных отходов" – подспудно нарастающего в них хаоса. Пусть население периферии мучается. Карма у них такая.

Александр Скобов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены