Гениальное определение у сегодняшнего Эль-Мюрида - совершенно потрясающее по афористичности:

"Новая нормальность" уже сделала здоровье отягчающим признаком. Здоровый человек — опасен и преступен. Он может быть "бессимптомным" разносчиком страшного заболевания, а потому подлежит изоляции и утилизации. Здоровье объявлено болезнью, а болезнь — нормой. Поэтому нормальные люди (то есть, больные) получают "паспорта здоровья", а здоровые (то есть, больные в новом прочтении) паспортов лишены. Абсурд стал нормой".

Это, конечно, Оруэлл - он обозначил контур будущего, со своим "свобода - это рабство", "война - это мир", "в незнании - сила". Но именно вопрос здоровья он упустил - а Эль Мюрид сейчас очень точно всё подметил. "Здоровье - это болезнь" - да, именно так. Мир ясно и твердо пошел по этому пути, и это как раз и был тот недостающий штрих, о котором мы не догадывались.

Зато теперь знаем: впереди нас ждет именно "1984". Во всемирном масштабе. Марксы, томасы моры, всякие замятины писали свои утопии и антиутопии - но угадал будущее человечества только Оруэлл.

В СССР, естественно, Оруэлла не издавали, он ходил только в списках. Помню, мне, когда мне было лет 12, его впервые пересказала... мама. Советский инженер, она прочла "1984" в Самиздате. Я услышал, не мог и не хотел поверить, но прекрасно помню чувство какого-то отчаяния, которое меня охватило. Мама призналась мне, что она сама несколько ночей не спала после прочтения.

А потом была гласность, перестройка, открытие границ, большой и разнообразный мир открылся всем и - страх почти ушел; все почти поверили, что все-таки Оруэлл написал страшилку, у которой, слава богу, нет никаких шансов на воплощение, "это не более чем мрачная фантазия".

Однако нет. Оказалось наоборот: все наши мечты, что можно жить как-то иначе, что за 1984 последуют какие-то другие даты - именно они, как мы теперь видим, были не более чем нашей светлой фантазией.

На 1984 годе всё, как выяснилось, закончилось. 1985, перестройки, гласности, свободы - не было, оно всё нам привиделось. 1984 теперь навсегда. Аминь.

Алексей Рощин

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены