Не в оправдание Кадырова. Для понимания.
Вся его власть в Чечне стоит не на бюджетных трансферах и не на штыках. Главная опора – готовность большинства чеченцев с ней мириться. Это не трусость и не покорность, это разумный выбор.
Вторая чеченская война была главной составляющей предвыборной кампании тогдашнего премьер-министра Путина. Приход Кадырова-старшего означал ее окончание. И постепенный уход российских силовиков из Чечни. Для чеченцев это означало конец блок-постам на дорогах, бессудным убийствам и пыткам в фильтрационных лагерях. И они согласились с идеей Кадырова-старшего "Отступим и будем разбираться сами". Потом его сменил Кадыров-младший с его специфическими представлениями о праве и морали, но базовая идея оставалась та же.
Много ли людей в России за пределами Чечни возражали против второй чеченской кампании? Немного, мягко говоря. Даже покойный Немцов не считал ее препятствием для поддержки Путина в 2000-ом. Что уж говорить об остальном мире.
Вот на это смотрели чеченцы, когда двадцать лет назад оказались перед дилеммой "Кадыровы – или продолжение войн". И пришли к выводу, что надеяться им в России и за ее пределами не на кого. Они и выбрали меньшее зло. Во что оно превратилось за двадцать лет – другой разговор.
Кадыровых выбирал Путин. Путина – мы.
! Орфография и стилистика автора сохранены