Территория является ценностью в условиях традиционного уклада и хозяйства. Войны за территории — это войны древности, средневековья и раннего капитализма. Для индустриального уклада ценностью становятся коммуникации. Геополитика (борьба за ресурсы) в индустриальном мире уступает место геоэкономике — борьбе за пути транспортировки ресурсов и товаров. В постиндустриальном укладе ценностью является когнитивная сфера — контроль сознания. Поэтому на первое место выходит борьба смыслов, борьба за умы.
Примитивизация и деградация российского жизненного пространства маркируется сменой ценностей. Причем как на уровне правящей касты, так и на уровне коллективного бессознательного.
В этом смысле крымская история и последовавший за ней короткий "крымский консенсус" прекрасно демонстрируют, что захват чужой территории и в массовом сознании, и в понимании элиты есть благо. Это логика набеговой экономики, когда ты проедаешь насквозь собственную инфраструктуру и начинаешь кормиться за счет захвата окружающего тебя пространства. Альтернатива — интенсификация развития, переход к другому технологическому укладу, развитие уже имеющейся территории — для массового сознания и о сознания элиты просто не доходит. Они не понимают, как это.
Парадокс — но буквально за три десятилетия утрачены практически все навыки предыдущей высокоразвитой цивилизации. Мы сегодняшние уже не способны выдвинуть проект развития даже индустриального уклада. Китай, к примеру, такой проект имеет — свой "новый шелковый путь". Это тоже проект прошлого века, проект чисто индустриальный. Это проект в рамках борьбы за коммуникации, но по крайней мере китайцы уже превосходят нас на целую эпоху в мировоззрении. А всего лишь 20 лет назад Китай был по своему развитию на одном уровне с Россией. Еще лет двадцать — и китайцы начнут глобальную геокультурную борьбу, имея и развивая своей проект "социального кредита". Да, пока он специфический и совершенно не адаптирован под чужие культурные коды, пока он не реализован до конца в самом Китае, но по крайней мере китайцы уже имеют этот проект и занимаются им.
Запад тоже имеет свой проект 21 века — проект "новой нормальности". Его можно обсуждать, можно категорически отрицать и не принимать. Что, кстати, правильно. Но только отрицанием проблему не решить. В противовес ему нужно выдвигать собственный геокультурный проект, собственную систему смыслов и ценностей. Иначе рано или поздно, но нас поглотит — либо новая нормальность, либо социальный кредит. И иного будущего нет.
И в это самое время Кремль продолжает заниматься борьбой даже не прошлого, а позапрошлого уклада. Именно это нужно ставить в вину и нынешней знати, и нынешнему "лидеру" - они обворовывают страну не только и не столько в материальном плане (впрочем, от вчерашней босоты другого ожидать просто нелепо. Голодный никогда не нажрется). Их вина в том, что они обокрали нас на время — ценнейший ресурс. Практически два поколения нашего народа прожили свою жизнь в безвременье. Они сгорели в бессмысленной текущей борьбе за самовыживание в созданном Ельциным, а затем Путиным аду. Два поколения — это уже много. Сколько они могли сделать и уже не сделают. Мало того — следующее поколение тоже будет практически потеряно, так как ему предстоит расчищать площадку от тех руин и завалов, которые оставят после себя нынешние временщики. Три поколения — не много ли? Не слишком ли высокая цена за комплексы и примитивизм наших правителей?
Пару сотен лет назад можно было себе позволить размениваться поколениями и миллионами бессмысленно потраченных жизней. Сейчас темпы развития совершенно иные. И кто в них не укладывается — тот может отстать навсегда. Время — абсолютный ресурс, и когда его вот так разбазаривают — это и есть преступление, которому нет никакого прощения.
! Орфография и стилистика автора сохранены