"Выходом из текущей ситуации в России может быть максимальная экономическая свобода бизнеса" - заявил Путин народу. Не столько важно верит ли он в это сам или пытается навешать нам лапши, нет ничего более невозможного в нынешней России, чем "экономическая свобода". За редким исключением (в виде Сингапура, Сингапура и Сингапура) не бывает такой штуки как свобода экономическая без свободы политической. Дело в самом формате общественных отношений. Вот вы годами выстраиваете систему, в которой власть концентрируется в одних руках, где подавляют инакомыслие, где все контролируется бдительным оком государства. Ну, а в качестве вишенки на торте - устраиваете военные действия на территории соседней страны.
Понятно, что главным действующим лицом в такой системе является силовик. Что производит силовик? Много чего: "страх", "покорность", "порядок" и так далее. Однако в длинном списке нет ничего такого, что можно было бы скушать. При этом силовик требует поддержания параметра "лояльность" - он должен быть мало-мальски сыт, доволен и убежден, что в этой системе у него есть будущее.
Чем более жесткий авторитарный режим у вас - тем больше нужно силовиков. Кормить силовика можно двумя способами. Первый - официальный. Минус налоги у населения, плюс корм в корыте силовика. Второй - неофициальный. Это разного рода поборы с бизнеса и населения, в рамках полномочий силовика. Раньше называлось словом "кормление", теперь - словом "коррупция". В РФ система смешанная. Коррупция - это часть негласного договора между властью и ее обслугой. Мы не мешаем вам слегка общипывать подневольных - вы нам за это лояльны.
Даже, если мы представим, что завтра отменят разом все налоги, на которые кормят бесчисленную армию отечественных силовиков (чего, конечно, не будет) - вторая часть договора о лояльности никуда не денется. Обеспечить экономическую свободу - значит обеспечить равные, прозрачные правила игры для всех. Но у нас годами строилась система, где правила разные для всех - для тех, кто "договорился" и для тех, кто нет.
Поэтому можно сколько угодно объявлять кредитные каникулы, провозглашать экономические свободы - сама сущность правовых (точнее, антиправовых) отношений в российском обществе от этого не изменится. Режим держится на лояльности силовиков, а лояльность силовиков держится на их привилегиях.
! Орфография и стилистика автора сохранены