После двух недель полномасштабной войны России против Украины, к сожалению, можно констатировать, что большая часть российского общества все еще поддерживает агрессию. Провластные социологические центры бодро рапортуют о 71% поддержке "спецоперации" и 84% россиян, доверяющих армии. Выводы независимых социологов, сделанные на основе просмотра социальных сетей, немногим оптимистичнее, информирует Jamestown Foundation.

По их данным, доля публикаций в поддержку войны в российском сегменте соцсетей составляет около 52%, тогда как против войны высказываются лишь около 30% пользователей. Таким образом, оставшиеся 20% попадают в категорию "молчаливого одобрения" войны. Исследователи Интернета отмечают, что вне зависимости от одобрения или неодобрения войны, более 30% россиян выражают сочувствие украинцам. При этом те, кто верит пропаганде, убеждены, что никаких бомбежек мирных жителей и преступлений против гражданского населения попросту нет.

Таким образом, активно или пассивно, на данный момент больше половины россиян поддерживают войну. Такого же мнения придерживается и российский оппозиционный политик и бывший политзаключенный, член недавно созданного Антивоенного комитета Михаил Ходорковский.

"Общественная поддержка Путина в России на данный момент выросла, и это закономерное следствие военной мобилизации. Последствия санкций пока ощущаются в ограниченном масштабе, и еще не затронули широких слоев населения", – полагает он. По словам Михаила Ходорковского, должна пройти еще пара недель, прежде чем люди начнут искать ответ на вопрос "кто виноват".

Как мы отмечали ранее, помимо милитаристского эффекта и "отложенного" действия санкций, в начале войны у многих россиян возникло ложное чувство облегчения в связи с тем, что "исходящая от Украины угроза", о которой так долго твердила пропаганда, теперь будет устранена. Очевидно, понимая, что по мере продолжения боевых действий это облегчение неизбежно сменяется тревогой, российские чиновники и пропагандисты стали наращивать ощущение угрозы, исходящее от Украины и ее союзников. В частности, они активно проводят нарратив о том, что Россия воюет "не с Украиной, а с Соединенными Штатами", а все, что делают украинцы, они якобы делают "по приказу американцев".

Играя на страхах, российские власти тем самым вновь пытаются убедить население в "вынужденности" и неизбежности войны. В качестве аргументов используются фейки о создании Украиной ядерного оружия, страхи вокруг работавших в стране американских биолабораторий и так далее. К слову, Госдепартамент США опроверг заявления Кремля о разработке биологического оружия в Украине, отметив, что Москва создает "теории заговора", пытаясь найти оправдание своим действиям.

Еще одним популярным вбросом стала дезинформация, опубликованная со ссылкой на бывшего пророссийского премьер-министра Украины Николая Азарова. По его словам, к концу года НАТО якобы планировало спровоцировать конфликт с Россией с территории Украины с использованием ядерного оружия. Это может быть как очередным запоздалым оправданием развязанной Путиным войны, так и моральной подготовкой населения к "неизбежному" ядерному конфликту.

Показательно, что параллельно с тезисами о "вынужденности" войны пропаганда использует второй нарратив, отчасти противоречащий первому. В нем пропагандисты не скрывают, что что цель России – это не самозащита, а в первую очередь разрушение существующего миропорядка, и именно в этом состоит ее "жертвенная историческая миссия". Очевидно, эти постулаты призваны мобилизовать наиболее "пассионарную" часть общества.

Как отмечает Михаил Ходорковский, пока пропаганда действует достаточно успешно, и ее итогом стало формирование своеобразного Стокгольмского синдрома у большей части населения России. Участники Антивоенного комитета сходятся к мысли, что именно поэтому люди пока не способны воспринимать логические аргументы. Однако им все еще возможно доносить информацию об ужасах и трагедиях, которые принесла украинцам война, и о том, насколько слаба оказалась российская армия в сравнении с сопротивлением украинского народа.

Ситуация усугубляется активной цензурой в российском информационном пространстве. Последние оставшиеся оппозиционные СМИ в России были заблокированы или вынуждены были удалить со своих сайтов все материалы о войне. Госдума России единогласно приняла закон, предусматривающий наказание до 15 лет за "изготовление и распространение фейков" о действиях вооруженных сил России, а социальная сеть Фейсбук была заблокирована. Однако американские эксперты считают, что возможности "достучаться" до россиян еще остаются.

"Пленные российские солдаты, диаспора за рубежом, активные интернет-пользователи – все они могут рассказывать своим близким в России о том, что на самом деле происходит в Украине", – полагает бывший сотрудник ЦРУ Пол Залаки.

Антивоенные выступления, продолжающиеся в России, несмотря на репрессии, также показывают, что ситуация не безнадежна. 6 марта акции против войны прошли в 56 городах страны. По состоянию на 1 марта в спецприемнике Екатеринбурга уже закончились места для арестантов, задержанных на антивоенных акциях. Информация о протестах и задержаниях поступает и из других регионов России.

Активисты из Сибири ежедневно выпускают "Хронику текущих событий" (по аналогии с бюллетенем, издаваемым советскими диссидентами). Там они подробно информируют россиян об экономических последствиях санкций. В конце февраля руководитель команды расследователей Bellingcat Христо Грозев заявил, что среди убитых солдат из России, которые воевали в Украине, высока доля представителей неславянских групп.

Пока это не привело к ощутимому росту протестов в национальных республиках, однако уже начинают звучать голоса, что народы России воюют не за свои интересы. Можно прогнозировать, что по мере действия санкций и увеличения потерь российской армии все больше россиян начнут задумываться о происходящем.

Ксения Кириллова

ru.krymr.com

! Орфография и стилистика автора сохранены