В Армении продолжаются массовые протесты. Скоро уже исполнится месяц, как новая волна уличной митинговой активности снова накрыла Ереван. Оппозиция в очередной раз выступает с лозунгами отставки Никола Пашиняна и его правительства. Но создается ощущение, что какого-то существенного прорыва в результате протестных действий не происходит.
Когда новая митинговая волна начиналась эксперты и политики обсуждали сценарий возможной "бархатной революции" наоборот. Или "бархатной контрреволюции", учитывая то, что участники протестов главной мишенью для своей критики избрали тех, кто в свое время совершил восхождение во власть именно с улиц Еревана и других армянских городов. Можно ли с уверенностью говорить, что очередной пик протестной активности постигнет та же участь, что и предыдущие два, если мы имеем в виду акции после принятия трехстороннего заявления по Карабаху в ноябре 2020 года и в зимне-весенний период 2021 года?
Уже сложилась определенная традиция изображать все политические события в постсоветских странах как производную от "большой игры" между Россией и Западом. Этот дискурс, особенно после украинского евромайдана находит все больше поклонников и в Москве, и в Вашингтоне. Однако при всей его удобности и универсальности, порой он не помогает, а лишь мешает понимают реальности. Сегодня в Армении акции протеста практически никак не связаны с "большой игрой". Впрочем, без геополитической подоплеки не обошлось. Поводом для протестных акций стала активизация переговоров между Баку и Ереваном о заключении мира, демаркации и делимитации армяно-азербайджанской госграницы.
Однако здесь есть один нюанс. В Армении карабахский вопрос понимают, как свой внутренний, а не геополитический. Это - часть национальной идентичности. Другой вопрос, что с годами данная тема перестала занимать центральное место во внутриармянской дискуссии и рефлексии. Повысилось значение вопросов экономики, социального развития. И на этом успешно сыграла и продолжает играть команда Пашиняна. Помимо этого, премьер продолжает обвинять оппозицию в том, что она - лишь инструмент для реализации реваншистских устремлений "бывших". В то же время оппоненты Пашиняна не предлагают каких-то прорывных идей, а самое главное кроме Ишхана Сагателяна среди них практически не видно молодых политиков. Все это в совокупности и каждый фактор по отдельности приводит к тому, что протесты раз за разом выдыхаются. Им ощутимо не хватает энергетики. И власти, как к ним не относись не делают катастрофических ошибок. У них имеется определенный запас легитимности, обеспеченный прошлогодними досрочными выборами, а также международная поддержка. С кабмином Пашиняна работают и Москва, и Запад, и Иран.
Таким образом, митинги продолжаются, но на этом, если так можно сказать ереванском уличном фронте, не видно особых перемен.
! Орфография и стилистика автора сохранены