К нашей дискуссии о "добре и зле". Несколько неожиданно для меня эта, казалась бы, абстрактная и немного "школьная" тема вызвала горячий интерес и споры. Дискуссии отнюдь не абстрактные, но с желанием понять нынешнюю нравственную катастрофу России в категориях фундаментальной этики.
Приведу весьма обширную реплику Сергея Власова. И мои, по возможности, короткие соображения на этот счет.
.............................................
Пирамида Маслоу стала почему-то очень популярна последнее время. По мнению Сергея, высокие (а, точнее, широкие, — распространяющиеся на большие круги природы и общества) нравственные ценности растут по мере развития общества и его потребностей. И вот современное российское общество "не доросло". И русские бомбы, падающие на голову и сирийцев, и харьковчан не очень трогают обитателей Московии, не поднимающих глаз от своих грядок.
Мне представляется как раз, что пирамида Маслоу в отношении нравственных ценностей давно уже стоит "на голове", т.е. на своей вершине. Специфическая особенность российского нравственного пространства с 19го века, что проблемы "дальних" более трогают, чем беды ближних. С того самого времени как образованные читатели в крепостной России плакали над "Хижиной дяди Тома", негодуя, как плохо там далеко "у них". Как и те, кто мечтал "Землю в Гранаде крестьянам отдать" и потерять собственную землю в колхозе.
Вопрос "дальних" и "близких" — это вопрос медийной представленности идей. Телевизор ныне формирует образ "дальних" и делает их "близкими". И телевизор оказывается ближе, чем родственник, живущий на соседней улице и тем более, чем родственник в Украине.
В русском духовном мире есть некая предрасположенность к увлечению идеями и словесными манипуляциями, которым верят больше, чем впечатлениям живой жизни. Это в свое время с горечью подметил великий физиолог и критик советского режима Павлов. Если серьезно говорить об истоках этой особенности – то разговор, скорее всего, приведет к основам православной культуры и ментальности. Но сейчас не об этом речь.
Это особенность и склонность. Не стоит, может быть, даже особенно пугаться ее. Она может иметь и добрые последствия, вроде романтики преодоления наличных реалий и представлений жизни ради творческой мечты.
Но она становится ужасной, когда эту склонность эксплуатирует пропаганда зла. На наших глазах произошло идейное отравление русского общества. Пропаганда представила соседний народ как врагов и преступников, к которым претупилось само чувство жалости.
Люди, воспринявшие эту пропаганду, стали пассивными (кто только одобряет) и активными (кто совершает) преступниками. Путь выздоровления от этой отравы будет тяжелым. Ломка наркомана. Но как бы то ни было, чтобы это выздоровление вообще стало возможным, нужно отделить мысленно "качество людей" от "качества идей". Не тыкать людям в глаза тем, что они сами по себе, по натуре своей злы, но открыть глаза на чудовищность, зло и отчаянное вранье тех представлений, которыми они были накачаны и отравлены.
! Орфография и стилистика автора сохранены