Удивительное дело, курс истории в российских школах построен так, что мы очень долго и подробно изучаем историю России, значительно меньше, но все-таки достаточно внимательно — историю Англии, Франции, в какие-то периоды — Америки, Германии. А вот наши ближайшие соседи для нас как будто не существуют.
История Польши возникает для нас только в те моменты, когда Польша нападала на Россию, или когда Россия нападала на Польшу. Потом этот беспокойный сосед как будто растворяется во тьме. "Ни один черт не знал, что в ней творится, и что это за такая новая страна — Польша" — пишет Булгаков в "Белой гвардии". Действительно, откуда бы ей взяться в 1918 году, этой растерзанной на части в XVIII веке Польше, которой предстояло быть растерзанной еще раз через двадцать один год.
История отношений России и Польши — это, безусловно, история войн и конфликтов, вторжений и захватов. А еще — история контактов и личных связей, культурного взаимодействия и общения. История любви-ненависти, и в этой паре иногда на первое место выходила ненависть, а иногда — любовь.
Наверное, одна из вещей, которым нам еще предстоит учиться, это умение смотреть на соседей по-новому, не как на младших братьев, на вечных врагов или родственников, почему-то выскочивших из "братской семьи народов", а просто как на соседей — со своей особой жизнью, своей культурой, на тех, кто влиял на Россию и в свою очередь подвергался российскому влиянию — благотворному или вредоносному.
И вспоминать слова Герцена: "Мы с Польшей, потому что мы за Россию". Если мы хотим свободы России, то нам нужно научиться уважать соседей и осознавать их значение.
О многовековых, сложных, запутанных, но невероятно важных отношениях Польши и России идет речь в прямом эфире на канале "Уроки истории с Тамарой Эйдельман".
! Орфография и стилистика автора сохранены