"Самое главное — иноагентом может быть объявлен любой, находящийся под а) иностранным влиянием (непонятно, что это); б) влиянием другого иностранного агента.
Понимаете, против нового варианта закона нет никаких мер предосторожности. Никаких. Мы все в детстве читали Чиполлино. Закон действительно разрешает объявить ИА кого угодно. По сути, это такая сегрегация — когда государство начинает доказывать, что одни граждане отличаются от других набором гражданских прав. А название гражданина иноагентом приводит к тому, что теперь его права ограничены — с устройством на госработу, например. Не говоря уж, что плашка ИА должна быть везде.
И это эффективный современный способ бороться с инакомыслием. Преследовать, сажать в тюрьму, тратить ресурсы и время правоохранителей очень дорого, выгоднее — ограничить инокомыслящих в правах на распространение информации.
И в СССР такое практиковались: была такая категория — лишенцы. Но там ограничивали не доступ к распространению информации, а базовые гражданские права (возможность голосовать, например)".
Телеграм-канал "Сталингулаг":
"Любой гражданин России, который "получает иностранную поддержку" или "находится под зарубежным влиянием", может быть признан иноагентом.
Наличие или отсутствие влияния определяет Министерство юстиции... Чиновники в немецких авто, итальянских костюмах и швейцарских часах не находятся под "зарубежным влиянием", а те, кто чиновникам не нравится, попадают в списки за условную надпись на футболке".
Телеграм-канал "Ваш покорный слуга QR-Кот":
"По новому закону об иноагентах вопросы могут быть таковы: что такое юридическая категория "влияние"? В каких единицах влияние измеряется? Где методички с расчетами? Аналогично: что такое юридическая категория "поддержка"? Ну, предположим, у кого-то случился на улице сердечный приступ, а тут как на грех — гражданин иностранного государства его взял и поддержал. Обладатель приступа становится в этом случае "иноагентом"?
Нет-нет, это никакое не празднословие. Или есть закон, где учтены и расписаны все возможные и невероятные случаи, и тогда это закон — пусть даже и плохой. Или это... не закон!
Вот к чему приводит в первый раз впущенная в законодательство абстрактная и много как толкуемая формулировка. Перепугались неких околофутбольных скинов, непонятно (или как раз понятно) откуда взявшихся и куда девшихся, приняли уголовные статьи о мыслепреступлениях (да-да, еще с "либеральной" частью Думы) — и успешно выпустили джинна из бутылки".
Дмитрий Колезев:
"Вступил в силу новый закон об иностранных агентах. Там столько ограничений и репрессивных перспектив, что трудно заранее оценить его последствия. Как известно, теоретически закон позволяет теперь признавать иностранными агентами на основе "иностранного влияния", что дает возможность записывать в иноагенты вообще кого угодно. Это позволит властям расширять списки иностранных агентов, не заморачиваясь доказыванием иностранного финансирования, но пока трудно сказать, насколько широко это будет использоваться. Я стал "СМИ-иноагентом" №200, будет ли через какое-то время иноагент №2000, №20 000? Не знаю. Пока иноагентство было "штучной работой" Минюста, но что мешает поставить его на поток?..
Еще хуже со "списком лиц, аффилированных с иностранными агентами" — туда могут включать всех сотрудников организаций-иноагентов, а также людей, получавших от иноагентов денежные средства. Опять же, насколько широко это будет применяться? Пока непонятно.
Самое противное, что иноагенты теперь ощутимо поражены в правах: им запрещено преподавать, вести образовательную деятельность, распространять свои материалы для лиц до 18 лет (благодаря чему детские книги Тамары Эйдельман, например, больше не получится продавать в России). Им нельзя жертвовать партиям, организовывать митинги, работать в силовых структурах, участвовать в госзакупках. Вам интересно, как выглядит люстрация? Вот это "люстрация наоборот" — государство поражает в правах тех, кого считает своими врагами.
Вдобавок ко всему, позавчера Центробанк отправил в банки РФ письмо, в котором попросил кредитные организации проверять операции иностранных агентов, чтобы они вдруг не перечислили деньги политической партии или на организацию митинга. Можно предположить, что банки начнут либо сильно тормозить любые операции иностранных агентов (вплоть до карточных платежей), либо вообще будут отказывать им в обслуживании, чтобы не создавать для себя дополнительных рисков.
Сравнение с желтыми звездами уже не кажется таким уж преувеличением. Кто-то удивится, если вскоре иноагентам запретят заниматься предпринимательской деятельностью или получать некоторые госуслуги?.. Буквально "граждане второго сорта".
Я уж не говорю про уведомления к каждому посту, отчеты раз в квартал, обязательный аудит…
С одной стороны, все это создает дополнительные проблемы нынешним "иноагентам". С другой, должно распространять страх среди прочих российских граждан, в первую очередь представителей "креативного класса", интеллигенции, которые теперь должны сидеть молча, не выражать гражданской позиции, не обсуждать в соцсетях политику, не давать комментарии СМИ-иноагентам и так далее, чтобы самому не попасть в список иноагентов и не лишиться доходов, карьеры, гражданских прав… Представьте, что иноагентом оказался преподаватель какого-нибудь регионального вуза, какая судьба ждет такого человека? Особенно если "иноагентов" будут уже тысячи, и к каждому из них не будет такого внимания, как сейчас.
И это только то, что видно на поверхности. Можно предположить, что новый закон, над которым думали лучшие репрессивные умы государства, еще преподнесет нам много неприятных сюрпризов".
Телеграм-канал "SOTA":
"Попытка тоталитарных властей — в частности, России — разделить общество по тем или иным признакам всегда объясняется только одним: желанием списать на врагов собственные ошибки и преступления.
Нетерпимость к иным и инаковым — от евреев до геев — была главной скрепой всех тоталитарных режимов. То же самое мы видим в путинском Третьем Риме.
Мы осознаем, что напоминание о преследовании некомфортно, а напоминание об инаковых может вызывать неосознаваемый пещерный ужас. Но люди не зря вышли из пещер — а тем, кто там остался, нужно помочь выйти.
Война с Украиной — это такой же страх перед иными, как и война с ЛГБТ. А уж война с ИНОагентами и вовсе не скрывает своей природы. Удивительно ли, что все три войны путинский режим ведет одновременно.
Репрессивными законами нас — российское общество — стараются заставить замолчать. Навязать нам единственную — пещерную — точку зрения или посадить и убить. Мы журналисты. Мы объективны. И поэтому мы не молчим. И именно в силу объективности — попросту сохраненного здравого смысла — не хотим молчать и сейчас и не будем называть черное белым, а радугу — запрещенной".
Кирилл Шулика:
"Главное то, что иноагентом могут признать любого человека, потому что если ранее нужно было получить хотя бы пять рублей из Таджикистана, то теперь достаточно просто находиться "под иностранным влиянием". Ну то есть сгодится то, что у тебя американский флаг на кроссовках, грубо говоря. Соответственно, может увеличиться число тех, кого будут признавать, хотя в последнее время Минюст и так не то чтобы стеснятся.
А нельзя иноагенту будет примерно ничего. Митинги организовывать нельзя, учить детей и подростков нельзя, издавать газету, может, и можно, но нельзя. Короче, я даже затрудняюсь сказать, что можно. Есть, спать и смотреть телевизор и то подавая сумасшедшие отчеты в Минюст. К слову, часть данных иноагентов будет в едином реестре в открытом доступе.
Еще в планах запретить иноагентам участвовать в выборах. Пока как кандидатам, но что-то мне кажется, что могут пойти еще дальше.
Что это все означает? Это метка и предупреждение, что у государства к человеку есть вопросы, но пока не такие, чтобы подключать репрессивный аппарат, поэтому, от греха, так сказать, лучше уехать. А если уехал, то объявляют, чтобы не приезжал. Потому что мало того, что могут наказать, так еще уже создан образ врага, а данные человека в открытом доступе. Есть и другие мотивы, но это буквально в единичных случаях. В большинстве же это что-то сродни лишению советского гражданства во вроде далекие, но не очень, времена. Но тогда было прямо, так скажем, забрали паспорт и посадили в самолет, а теперь не забирают и не сажают, ты все сам делаешь, государство же может говорить смело, что проявляет невиданный либерализм, оставляя границы открытыми".
Телеграм-канал "Усы Пескова":
"Вот как специально буквально вчера Владимир Владимирович выразил глубочайшее удовлетворение динамикой снижения бедности в России. Теперь осталось понять, кто станет иноагентом — Росстат, россияне или их зарплаты".
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter