Европейский парламент регулярно обращается к проблеме прав человека и демократии на постсоветском пространстве. Но если жесткие реакции на заявления и резолюции этого органа из Москвы, Минска или Баку уже привычны, то критические оценки парламентариев "единой Европы" из уст грузинских политиков встретишь не так часто. Между тем, 15 февраля мэр Тбилиси, один из лидеров правящей партии Каха Каладзе заявил, что его страна будет двигаться по пути евроинтеграции по грузинским правилам. По его словам, резолюция Европарламента, принятая в отношении Грузии, "не имеет никакой ценности". Что спровоцировало известного политика на такое жесткое выступление? 

15 февраля Европейский парламент принял резолюцию, в которой потребовал от официального Тбилиси освободить экс-президента Михаила Саакашвили "по гуманитарным соображениям и для уменьшения политической поляризации", а также "позволить ему пройти надлежащее лечение за границей". Депутаты также особо подчеркнули, что власти Грузии несут ответственность за соблюдение прав и свобод всех своих граждан, включая и ведущих оппозиционных политиков. К теме Саакашвили евродепутаты обращаются не впервые.

За 13 дней до вынесения резолюции в стенах Европарламента прошла дискуссия на эту тему. Общий пафос обсуждения таков: то состояние, в котором находится грузинский экс-президент, не соответствует европейским устремлениям Тбилиси. Наиболее четко месседж Брюсселя выразил депутат от Литвы Андрюс Кубилюс. По его словам, без позитивного (с точки зрения европарламентария) решения судьбы Саакашвили, у Грузии нет шансов на получение статуса кандидата в члены ЕС, не говоря уже о полном членстве в этом интеграционном объединении.

В Тбилиси восприняли такой подход в штыки. Правящая партия рассматривает Саакашвили как опасного авантюриста, виновного в поражении страны в 2008 году и готового использовать любую возможность для внутриполитической дестабилизации. Тот же Каха Каладзе назвал действия европарламентариев шантажом, а сам язык резолюции — неприемлемой лексикой. Вероятно, судьба экс-президента Грузии станет фактором если не заморозки, то серьезного охлаждения в отношениях Тбилиси и Брюсселя. Что, впрочем, не означает геополитических разворотов Грузии. В кругах сторонников "Грузинской мечты" как раз весьма популярно представление о том, что Саакашвили очень выгоден Москве, ибо именно в его президентскую каденцию были потеряны Абхазия и Южная Осетия. 

Сергей Маркедонов

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены