После публикации большой статьи "Дошло до нас, что ты, старый дурак..." я собирался скомпоновать еще одну статью, содержащую важные детали по данной тематике. Например, дать краткую историю Территорий Опережающего Развития (ТОРов) в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке РФ с 2014 по 2023 год. Эти ТОРы (общей площадью около 300 000 кв. км (на конец 2022 года) прямо подконтрольны Китаю, и никакой другой власти там нет. А также дать перечень российских регионов, "интересных" и "неинтересных" для Китая, вне формирующейся Большой Автономии между Байкалом и Тихим Океаном, иначе говоря, "дорожную карту" будущего раздела РФ между Америкой (Западом) и Китаем.
Но вот пришли весьма интересные новости "насчет Бразилии и юаня", и я решил поместить данную "интермедию" (между серьезными темами).
Для начала справка: д-р Константин Менгес (Constantine Menges) в течение многих лет специализировался по Китаю и России, при Администрации Рейгана был одним из заместителей (по Евразии) Советника по национальной безопасности. Д-р Менгес стал моим последним учителем.
Мы познакомились (бывают такие чудеса!) в мае 2002 года в Вашингтоне на двухдневной общеамериканской конференции активистов Республиканской Партии (меня туда пропихнул Крис Рудди (Сhris Ruddy), президент правоконсервативной информационной структуры Newsmax.com, где я тогда вел еженедельную колонку (на английском, разумеется). С этого момента и до смерти д-ра Менгеса от рака в августе 2004 года мы были в постоянном контакте.
В начале июля 2003 года (как сейчас помню) в кабинете д-ра Менгеса в Hudson Institute (Хадсоновский Институт, умеренно-консервативная структура, один из самых солидных think tanks Вашингтона) я имел длинную беседу с доктором Менгесом "о международном положении".
Я в очередной раз спросил д-ра Менгеса, почему Администрация Буша-младшего так снисходительна, сверхтерпима к путинскому режиму: "Совершенно очевидно, что Путин заранее знал о Большом Теракте 9/11 и не предупредил Белый Дом! Напротив, постарался "выжать" из этого дела все что можно, прикинулся другом Америки и Запада... А на самом деле Путин скрытый и очень опасный враг Америки. А посмотрите, что он вытворяет в самой России..."
Д-р Менгес ответил в мудро-снисходительном тоне (как умный взрослый ребенку): "We cannot be too picky (Мы не можем быть слишком привередливы). Рассуди сам: из примерно 150 стран планеты с населением свыше одного миллиарда человек как минимум 130 являются откровенными персоналистским диктатурами (personal dictatorship). И режим Путина, очевидно, не худшая из них".
И почти без интервала (так мне помнится) д-р Менгес перешел к Бразилии и ее президенту Луле да Силва. "Вот это настоящий враг! Ты знаешь, что да Силва организовывал и, скорее всего, организует до сих пор у себя в джунглях лагеря для террористов?"
Я растерялся: "Как же так? Лула да Силва политик умеренно левой ориентации... Очевидно, не представляет ни малейшей опасности для Америки и Запада. И уж точно Путин неизмеримо опасней да Силва..." Но д-р Менгес был непреклонен.
И я понял, что официальный Вашингтон — и обслуживающие его think tanks, "левые" и "правые" — очень не любят президента Бразилии. И, наверное, Лула да Силва не любит Америку.
Вернувшись к себе в Twin Cities, я отправился в Wilson Library внутри Университета Миннесоты и посмотрел в зале текущей периодики заголовки бразильских газет. Хоть в португальском я и не силен, но пару заголовков типа "Presidente contra Estados Unidos" (Президент против Соединенных Штатов) я разобрал. И сделал некоторые выводы.
С июля 2003 года прошло почти двадцать лет, и снова Вашингтон вынужден заниматься делами Бразилии, причем очень серьезно.
Не буду утомлять читателей фактами и цифрами, дам одну "квинтэссенцию":
— После да Силва президентом Бразилии была очень симпатичная пожилая дама Дилма Русев (из той же Рабочей партии, что и да Силва). Под конец ее срока г-жу Русев обвинили, скорее всего обоснованно, в коррупции (дело государственной нефтяной компании) и посадили. Одновременно под удар попал и да Силва. Он тоже оказался в тюрьме, провел в ней несколько лет, а затем вышел на свободу "за недоказанностью преступления". В 2018 году избиратели привели к власти "сильную руку, бразильского Трампа", капитана Жаира Болсонаро. Он полностью отсидел президентский срок, заслужил общую ненависть за провалы в экономике и проиграл президентские выборы в конце 2022 года. К власти снова пришел "каторжный", но имеющий репутацию невинного страдальца Лула да Силва.
— В экономике Бразилия достигла пика в 2012–2013 годах (при Дилме Русев), когда ВВП на душу населения превысил 10 000 долларов и даже подбирался к 12 000 долларов (в текущих ценах и курсах реала к доллару); это был очень неплохой показатель для Латинской Америки на тот момент. А затем, одновременно с падением мировых цен на нефть и прочее сырье (Бразилия экспортирует в основном сырье), все пошло наперекосяк. В 2022 году ВВП на душу населения (предварительные данные) едва достиг 8000 долларов (очень мало!).
Все могло бы быть еще хуже, но Бразилию "поддерживает на плаву" Китай, ставший в последние годы крупнейшим экспортным рынком и торговым партнером этой страны. Начиная с 2015 года Китай ежегодно импортировал из Бразилии не меньше 50 миллионов тонн ГМО сои для китайских хрюшек, не менее 300 миллионов тонн обогащенной железной руды, всякое прочее аграрное и промышленное сырье в больших количествах.
В обмен Бразилия получает из Китая по сравнительно низким ценам и в больших количествах современное промышленное оборудование почти всех видов, современные системы связи, бытовую электронику... Вдобавок Китай вкладывает многие миллиарды долларов в бразильскую электроэнергетику и прочую инфраструктуру.
В 2003 году Лула да Силва и многие другие в Бразилии "не любили" (или даже ненавидели) Америку, но это была бессильная "нелюбовь". К 2023 году ситуация существенно изменилась: Китай образовал "великую альтернативу" Америке и, возможно, Западу в целом. Бразилии (а равно Аргентине, Индонезии, Филиппинам...) есть "к кому прислониться".
Предполагалось, что Лула да Силва приедет в Пекин с государственным визитом 28 марта. Его должны были сопровождать несколько сот бразильских предпринимателей. Но да Сильва не смог приехать "по состоянию здоровья". Даже это не помешало Китаю и Бразилии достичь соглашения "о переходе на местные валюты" (юань и бразильский реал) во взаимной торговле, "без доллара". Разумеется, по меньшей мере 90% торговли между двумя странами придется на более устойчивый юань, а на колеблющийся бразильский реал придется не больше 10%.
Да, мир меняется, причем экономическое, да и политическое, влияние Китая растет. Самое время Администрации Байдена полностью осознать эту тенденцию и договориться с Пекином по всем важнейшим вопросам. Для начала хотя бы на уровне ковбоев из рассказов О'Генри: "Пожалуй, не такой уж вы паршивый человечишка!"
От этого зависят не только позиции Америки в Бразилии и всей Латинской Америке, да и в АСЕАН (там тоже сейчас вводится "торговля в местных валютах"). От этого напрямую зависит победа Украины в войне и гибель путинского режима.
Слава Украине! Смерть рашистским оккупантам!