Законопроект о запрете изображений и текстов германских национал-социалистов, итальянских фашистов и "руководителей организаций, сотрудничавших с указанными группами, организациями или движениями" выглядит крайне странным, так как неясно, как в этом случае работать историкам и публицистам, пишущим на данные темы.

Историк не может не цитировать документы, а современные медиа-коммуникации невозможны без визуализации, привлекающей внимание аудитории. Например, коллаж с Гитлером и фотографиями узников концлагерей при правильном исполнении может наглядно показать зло нацизма — но его автор может быть привлечен к ответственности за нарушение закона.

С изображениями еще можно апеллировать к советскому опыту, когда эта сфера сильнейшим образом цензурировалась, причем далеко не только применительно к нацистам. Помню, как во время экспонирования картины Ильи Глазунова "Вечная Россия", аудитория искала среди множества лиц изображение Столыпина — до этого запретное. А в журнале "Новое время" текст об архивной выставке на ВДНХ был проиллюстрирован фотографией Колчака (но, на всякий случай, без подписи) — это была первая такая публикация в перестроечном Союзе. А в 1989 году на фотовыставке, посвященной 75-летию начала Первой мировой войны, можно было впервые легально заказать фотографии русских военачальников того времени.

Такая практика восходила еще к римскому damnatio memoriae (проклятию памяти). Причем даже в Риме оно было не слишком эффективным, и изображения тех, кто был подвергнут этому наказанию, все равно сохранились. Тем более в современном мире с распространением Интернета такие меры еще менее эффективны.

Но даже в советское время не запрещали публикацию источников, которые разоблачали преступления нацизма.

Причем возникает парадокс. Если историк пишет книгу о нацизме, опираясь на документы (как поступает любой серьезный автор), то он вступает на минное поле, так как может быть привлечен к ответственности. А если пользователь интернета слегка перефразирует Гитлера или Геббельса и уберет из их текстов упоминания о Германии (и, конечно, не будет ссылаться на источник), то ему ничего не будет.

Алексей Макаркин

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены