В СССР была своя культура отмены, причем более сложная, чем только обычная цензура.
Она включала в себя систему распространения слухов посредством "сарафанного радио". Так, относительно Александра Солженицына неофициально сообщалось, что он сидел в лагере за то, что во время войны, попав в плен, перешел на сторону противника.
В официальной пропагандистской литературе ничего такого не было, хотя Солженицына и называли "литературным власовцем". Там продвигались другие месседжи типа: "В час великой опасности для Родины, в годы войны, он поносит действия Верховного Главнокомандования. За это по законам военного времени устраняется из армии и подвергается наказанию" (Н.Н. Яковлев, "ЦРУ против СССР" — ради этого месседжа автору позволили даже позитивно сослаться на Бердяева!). Но для широкой аудитории, которая не читала политическую литературу, могло сгодиться и более простое, понятное и полностью стигматизирующее объяснение.
Но самый экзотичный пример технологии "культуры отмены" связан с ансамблем русской народной песни, состоявшим из пятерых сестер Федоровых и весьма популярным в 1960-е годы. В начале 1970-х одна из сестер вместе с мужем эмигрировала, и ансамбль "отменили", запретив концерты на всесоюзных площадках. А чтобы объяснить отмену, пустили слух о том, что сестры погибли в авиакатастрофе.
Более того, дабы не оттолкнуть оставшихся сестер к диссидентскому движению, разрешили им работать в Ленконцерте, то есть выступать в сельских клубах Ленинградской области. Где местные жители, считая, что перед ними самозванцы, иногда требовали у артисток паспорта. Интересно, что "альтернативные" слухи о том, что сестры живы, не расходились по стране — так как целенаправленно этим никто, разумеется, не занимался.
Сейчас изменились технологии — вместо "сарафанного радио" есть телеграм-каналы. Но суть от этого не меняется — и доверие к вброшенной информации остается высоким, если она не вызывает когнитивного диссонанса (если вызывает, как в случае с ранним Ельциным, то любое целенаправленно действующее "сарафанное радио" или его аналог становятся неэффективными).
! Орфография и стилистика автора сохранены