Добровольным платеж считается потому, что не является обязательным по российскому законодательству. Но без взноса резидент недружественной страны продать свой бизнес в России не сможет, так как вынужден получать согласование властей. Регуляторы не уточняли, кто должен уплачивать этот сбор — иностранный продавец или российский покупатель. Однако на практике иностранные резиденты не могут выплачивать такие взносы из-за санкций. Например, санкционное управление США OFAC обязало американские компании получать специальное разрешение на осуществление такого платежа, иначе это будет считаться нарушением санкционного режима.
По состоянию на 22 сентября сумма безвозмездных поступлений в федеральный бюджет составила 73,3 млрд рублей. Еще около 3 млрд казна успела собрать в декабре 2022 года.
Но в 2024 году безвозмездные поступления сократятся, по оценке правительства, до 2,1 млрд рублей, а в последующие два года власти на них уже и вовсе не рассчитывают.
По решению правительства все сделки по продаже российских активов, принадлежащих лицам из недружественных стран, подлежат одобрению подкомиссии (во главе с министром финансов и с участием других ведомств) правительственной комиссии по иностранным инвестициям. По установленным подкомиссией правилам актив должен продаваться с дисконтом не менее 50% от стоимости, определенной по итогам независимой оценки.
При этом и условия выплаты взноса за "выход" с начала действия этого правила ужесточились. В марте подкомиссия определила, что размер платежа должен быть не ниже 5% от рыночной стоимости активов, если дисконт при продаже не превышает 90%, и не меньше 10% от рыночной стоимости, если дисконт более 90%. Согласно обновленным в июле правилам, взнос подлежит уплате в течение трех месяцев с даты осуществления сделки.
Конкретный размер взноса устанавливается по результатам переговоров ведомств — участников подкомиссии и компаний. При этом ряд компаний, как отметил замминистра финансов Алексей Моисеев, уплачивают повышенный взнос. "Ряд компаний вносят больше 10%, это вопрос переговоров. <...> Таких компаний не очень много. Я бы не сказал, что их почти нет, но это не ничтожная доля, но и не половина", — сказал он журналистам 1 сентября.
Позже директор департамента финансовой политики Минфина Иван Чебесков сообщил, что подкомиссия может закрепить размер платежа на уровне 15%. Он отметил, что сейчас именно такая ставка часто устанавливается на практике.
Доходы в 114 млрд руб. по итогам 2023 года от сделок по продаже активов иностранцами могут оказаться завышенными, допускает эксперт по фондовому рынку "БКС Мир инвестиций" Евгений Миронюк. По его оценке, тенденция снижения числа иностранных компаний, продающих бизнес в России, продолжится. "Те из них, кто хотел сделать это и имел такую возможность, уже воспользовались ею. Те компании, которые не вышли из российских активов, либо продолжат работу и их устраивают текущие условия ведения бизнеса, либо не видят экономического смысла в продаже активов из-за невозможности реализовать активы по рыночной цене, либо не могут этого сделать из-за бюрократических барьеров", — рассуждает эксперт. Ускорить выход иностранцев из активов в России могло бы смягчение условий — административных и экономических, но вряд ли это произойдет в 2024 году в условиях продолжающихся санкций, полагает Миронюк.
Сделки по продаже иностранных компаний могут оказывать влияние на курс рубля, предупреждали эксперты. "Особенно крупные суммы в сделках по выкупу у иностранцев долей в российских нефтегазовых компаниях. Даже такие разовые сделки могут отразиться на курсе рубля, поскольку приводят к оттоку капитала из России", — говорит аналитик ФГ "Финам" Александр Потавин. Чтобы ограничить негативное влияние этого фактора, Банк России и Минфин установили лимит на приобретение валюты на внутреннем рынке для сделок по выкупу уходящего из страны бизнеса в $1 млрд в месяц.
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter