Как помнят все интеллигентные россияне, Остап Бендер говорил Кисе Воробьянинову: "Не делайте из еды культа". Самарские власти, вслед за властями российскими, насаждают населению культ так называемой "специальной военной операции", сокращенно СВО. Наивные, глупые, заметно обнищавшие за почти три года войны самарцы ведутся на эти уловки, заглатывая ништяки от власти как дешевый вафельный торт из супермаркета.

Новый год самарцы отметили небывалым количеством алкоголя, следуя русской национальной примете "Новый год без водки — деньги на ветер!".

Запасаться алкоголем они начали еще с сентября, и после новогодних каникул разнокалиберные бутылки из-под горячительного валялись на помойках как гильзы пустых снарядов в окопах СВО. Не хватало лишь кружащих стервятниками дронов: вместо них у помоек, фотографируя срач, прыгали чиновники мэрии. Сменившийся в Самаре за пару месяцев до нового года мусорный регоператор и до того не справлялся с вывозом мусора, а в новогодние праздники вовсе встал. Мусоровозы буксовали в прямом и в переносном смысле. Помойки заросли мусором настолько, что подкормиться к огромным кучам стали прибегать чипированные еще при губернаторе Азарове бродячие собаки. Новшеством стало выкатывание дворниками огромных мусорных контейнеров на проезжую часть. Раздосадованные автолюбители отталкивают и переворачивают их, мусор высыпается на тротуар. Срач, одним словом.

Самарцы из разных районов города жалуются на мусорную вакханалию в соцсетях губернатору Федорищеву, мэру Носкову, главам муниципалитетов. Самарцы действуют с позиций советского менталитета, наивно считая, что их эмоциональные посты "месяц не вывозится мусор, примите меры, заставьте регоператора работать" возымеют действие. Нет.

Теперь, говоря чиновным языком, для реагирования нужно, чтобы самарцы от своего имени пожаловались в госжилинспекцию и прокуратуру.

Но тщетно губернатор, мэр и главы районов твердят об этом самарцам. Уровень правовой грамотности население повышать не хочет.

Народ не привык и даже боится жаловаться официально. Народ может, не скупясь в выражениях, написать сто постов в соцсети губернатора, требуя его заставить убрать мусор, а отправить через Госуслуги жалобу — нет уж, увольте, нам это не нужно, это потом общаться с ГЖИ или с прокуратурой. Похоже, с таким электоратом губернатору и мэру придется приобрести персональные мусоровозы и выезжать на уборку мусора по жалобам в соцсетях. Кстати поговаривают, бывший губернатор Азаров, при котором мусор вывозили, а мусорные площадки вылизывали до блеска, подписался на все паблики в соцсетях, посвященные мусорной теме.

Расхожую фразу "весь мир — театр, а чиновники в нем — актеры" подтверждают репортажи местного провластного телеканала ГИС. В них мэр Самары на фоне одетых в белые кроссовки и пуховички со студенчески вытянутыми тощими шеями глав муниципалитетов выглядит как немецкий бутлегер, а губернатор похож на царя из "Сказки о золотом петушке" в провинциальном театре, но в современной постановке, когда на голову вместо петушка садится украинский дрон. Как не вспомнить представительного даже на встречах с доярками из Хацапетовки, одетого как фотомодель Дмитрия свет Игоревича Азарова: "Выбираем свое, самарское!" Парадокс, но это как раз азаровская реминисценция: будучи губернатором, он выбирал себе крайне невзрачное окружение. Губернатор и мэр, прислушайтесь к советам самарцев: смените массовку!

А между тем в регионе, возможно на "благоустроительные" деньги, открыт Центр психологической реабилитации для участников СВО. Дело нужное, учитывая, как участие в войне портит психику "героев нашего времени" и их родственников.

Приятельница рассказала, как неожиданно, говоря народным языком, стала "быковать" ее молодая соседка:

— Совсем оборзела. Бухает ежедневно, мужиков на гулянки водит, терроризирует весь подъезд. Попалась мне, я шла из магазина с сумками продуктов для детей, а эта чувырла выходила, держа в руках сумки с пустыми бутылками и коробками от пиццы. Даже дорогу не уступила, хотя вдвое младше. Задела своим мусором, испачкав одежду, еще и матом послала. Но участковый ничего не делает. Потому что соседка, чуть что, сразу в крик: "Я — жена участника СВО!" Еще неизвестно, как себя будет вести ее муж-алкаш, когда с СВО вернется, — негодовала приятельница.

Про "примерное" поведение вернувшихся с СВО при фантастических для них деньгах "героев нашего времени" мы знаем, читая новостные сайты. Джентльмены удачи: украл, выпил, в тюрьму!

Типичная история: вернувшийся с войны начал бухать. Его жена инициировала развод, даже не соблазнившись на миллионы супруга. Еще и "Приору", купленную в общем браке, у бывшего мужа отсудила. Однако муж оказался не промах: по-прежнему жил в общей квартире, куда его теперь уже бывшая теща привезла своего кота, а сама уехала отдыхать в Геленджик. А может, даже в освобожденный ее бывшим зятем "Крымнаш". "Герой нашего времени" не стушевался, взял кота и отправил жене СМС: мол, не откажешься от "Приоры", отправлю кота к бандеровцам. Жена ультиматум проигнорировала. Через некоторое время ей пришло видео, как котик тонет в проруби, и предложение не делить автомобиль. Теперь жена "народного героя" не знает, как объяснить своей матери исчезновение котика. Вот в открывшемся Центре психологической помощи ее с удовольствием проконсультируют.

Но котик уже в проруби, а "герой нашего времени", вероятно, избежит уголовной ответственности или снова пойдет воевать за новую "Приору". Котиков много...

В Америке ветеранов вьетнамской войны тоже много, но они не так агрессивны, как ветераны из великой и могучей. Вернувшийся с войны герой учинил погром в автосалоне: ему не понравилось, что не оказалось в продаже "Приоры" нужного ему цвета. Менеджер пытался объяснить, что санкции, дефицит автомобильных красок, но получил по голове, а в стоявшем на рекламном подиуме автомобиле нужного цвета были разбиты стекла.

Опытные специалисты Центра психологической помощи и тут пришли бы на помощь, тактично пояснив ветерану, что ему не нужно выкобениваться насчет расцветки авто. Он на фронте привык к цвету "хаки", вот пусть такую "Приору" и покупает. А еще лучше УАЗик — и сразу на нем едет на фронт за новым капиталом.

Власти с телеэкранов поднимают престиж СВО, говоря, что возвращающиеся с фронта бойцы остро чувствуют несправедливость и общество с ними будет оздоровляться. Кадровый резерв и все такое. Правозащитники готовы спорить, приводя в пример рост послевоенной преступности в "сороковые роковые" и вспоминая, что многие бывшие афганцы в девяностые годы стали наркоманами или ушли в рэкет. Это было тогда, когда при Сталине бывших героев войны расстреливала власть, а в девяностые это делали участники организованных преступных группировок.

В самарских магазинах для предупреждения социальной агрессии должны появиться объявления, что участники СВО обслуживаются вне очереди. Это правильно: продуктовые магазины, по которым самарцы ходят как по музеям, с изумлением смотря на постоянно растущие цены и на недоступные в силу этого продукты, стали очагами напряженности.

Один местный умелец изготовил необычные шахматы, где одни фигуры выполнены в виде солдат в форме армии России, а другие — в форме солдат украинской армии. По слухам, он хотел подарить эти шахматы губернатору Федорищеву, который известный фанат этой игры: шахматная доска стоит на видном месте на его рабочем столе. Однако умелец передумал и выставил шахматы на аукцион за энную сумму. Как ни парадоксально, количество желающих приобрести необычные шахматы превышает количество фигур на шахматной доске.

В январе в Самаре повысили до сорока рублей стоимость проезда в общественном транспорте. Повышение не сделало транспорт лучше. Он такой же грязный, не соблюдающий интервалы движения, с хамящими кондукторами, берущими деньги, и "забывающими" выдать билеты. С агрессивным, злым, как все нищие, населением.

О самарском СВОлочизме сказала одна бюджетница, замерзая в луже воды на остановке в ожидании нужного маршрута. Для нее, работающей за смешную зарплату в 30 тысяч, не имеющей денег на покупку лишней пары новых колготок и элементарных продуктов для цыпленка табака, Центр психологической помощи власти пока не открыли.

Лев Владимиров

! Орфография и стилистика автора сохранены