Представляю себе, как будущие историки станут ломать копья из-за Трампа. Почему он так неожиданно победил в 2016 году? Почему проиграл в 2020-м? Если бы не было ковида, получил бы он тогда второй срок? Посмел бы Путин напасть на Украину или побоялся, как утверждает теперь Трамп? Как ему удалось победить в 2024-м, да еще с таким огромным преимуществом, превзошедшим его успех за восемь лет до последних выборов?
И это только те вопросы, которые находятся на поверхности. Думаю, что через четыре года их будет намного больше. Но уже и сейчас есть о чем подумать.
Первая победа Трампа породила разговоры о неожиданных поворотах в настроениях избирателей, о случайных успехах, которые иногда выпадают на долю темных лошадок. Вторая победа заставила задуматься о тех закономерностях, которые теперь уже невозможно не замечать.
Мировая политика меняется, в ней все большего успеха добиваются крайне правые, националисты, традиционалисты. Избиратели все чаще отдают свои голоса тем, кого несколько лет назад можно было представить только на обочине политической жизни. Иногда кажется, что дух Жириновского носится над планетой и вселяется в политиков разных стран, отдавая каждому из них какую-то грань своей политической персоны — кому-то напористость, кому-то просто наглость, кому-то крикливость, кому-то хитрость в сочетании с умением актерствовать.
Похоже, что даже в странах с самыми глубокими демократическими традициями люди устали от спокойных и выдержанных политиков, делающих осторожные заявления.
На последних выборах Трамп увеличил количество своих последователей практически во всех группах населения, включая тех, кто, казалось бы, должен был дружно голосовать против него. За него отдали голоса даже те штаты, которые уже давно и прочно считались "демократическими", его поддержали латиноамериканцы, несмотря на все те ужасы, которые он говорит о мигрантах в целом и выходцах из Латинской Америки в частности.
Мы записывали лекцию о Трампе еще до его инаугурации. За прошедшее с тех пор время он успел уже помиловать более полутора тысяч участников нападения на Капитолий, вызвать хаос на мировом рынке своими пошлинами, начать программу сокращения государственных служащих, по которой должно быть уволено около 200 тысяч человек, отправить Илона Маска совершать аудит государственных финансов, назначить безумного антипрививочника министром здравоохранения и предложить выселить из сектора Газа всех палестинцев, чтобы устроить там "Ближневосточную Ривьеру".
При этом во всем, что делает новый президент, настолько перемешаны вполне разумные соображения, оригинальные решения — и безумная некомпетентность в сочетании с мстительностью и злобностью, что историкам будет чем заняться. Им, конечно, интересно будет с этим разбираться — лет так через сто-двести. А нам-то каково?
С одной стороны, я слышала уже от многих вполне разумных людей, что они смотрят в будущее с "осторожным оптимизмом". Их можно понять — в сегодняшнем мире традиционные способы ведения политики стали буксовать, привычные институты не действуют — а вдруг сработает нечто безумное? Что если Трамп действительно заставит Путина закончить войну? Что если он сможет преобразить Газу? Начинаешь присматриваться, читать его заявления и думаешь — а ведь тут он прав, и здесь вроде разумно говорит. Потом смотришь еще раз — мама дорогая, что за бред? А рядом еще Маск, все больше напоминающий очередного мечтающего о всемирной власти злодея из фильмов о Джеймсе Бонде.
Разобраться в происходящем особенно сложно потому, что мы все находимся внутри системы, которую Трамп с вдохновением разрушает, независимо от того, в какой части земного шара каждый из нас живет. На наших глазах и при одобрении большой части человечества зарождается нечто новое. Каким оно будет? Я не знаю. Могу только процитировать финальную фразу романа "Солярис": "Но я твердо верил в то, что не прошло время ужасных чудес".
! Орфография и стилистика автора сохранены