В продолжение предыдущего поста. Почему наднациональные структуры так и не стали внятной альтернативой национальным государством. Полагаю дело заключается в том, что всякая власть, если очистить ее от шелухи сводится к простой вещи - аппарату насилия.

Национальные государства вышли на сцену истории потому, что стали стали эффективными военными машинами. Старые армии феодалов или наемников не могли ничего противопоставить массовым призывным армиям нацгосударств. Вся политика нацгосударства в конечном итоге сводится к возможности собрать огромную армию. Развитая бюрократия нужна для того, чтобы пересчитать подвластное население.

Национальная идентичность, которую воспитывают начиная со школьной скамьи, призвана включить естественные механизмы солидарности и объяснить людям, почему они должны идти умирать за тридевять земель от дома (чего ни один феодал не мог объяснить своему крестьянину). Если национальное государство к тому же демократическое, то у жителей еще и есть ощущение того, что им достанется доля в трофеях, что усиливает мобилизацию.

Наднациональные структуры так и не обзавелись собственными армиями. Когда политика доходит до своей сути - необходимости принуждения - наднациональные структуры вынуждены полагаться на армии нацгосударств. Нынче еще и сложилась ситуация, в которой наднациональные структуры делегировали львиную долю бремени этого энфорсмента одному конкретному крупному нацгосударству (США, чем Трамп теперь недоволен). Поэтому итоге просто: нет эффективного аппарата насилия - нет и самой власти.

Может ли эта ситуация измениться? Здесь возможны лишь фантастические спекуляции. Не остается ничего, кроме как ждать нового витка развития технологий, который окажется столь же внушительным, как массовое распространения огнестрельного оружия (в Новое время оно позволило нацгосударствам набирать массовые армии, где наспех обученный новобранец стал угрозой для воинов-профессионалов прошлого). Здесь были надежды на то, что профессионализация армии что-то изменит в этом раскладе. Но опыт последних лет показал, что, несмотря на дальнобойные ракеты и напичканную электроникой технику, массовые армии все еще правят на поле боя. Давить численностью все еще можно, а это как раз то, в чем нацгосударствам нет равных.

Однако технологии не стоят на месте. И можно подумать о том, что для нас готовит новый виток, а именно: революция дронов и главное - развитие ИИ, который вот-вот к этим дронам прицепят. Производство беспилотников упирается в индустриальный потенциал - здесь нацгосударства снова имеют преимущество. Однако нередки случаи, когда маленькая территория может обладать не меньшим промышленным потенциалом, чем большая. Вопрос больше упирается в капитал, а не в количество людей. Опять же, сугубо в порядке фантастических размышлений, можно вообразить, что такая архаичная конструкция как город-государство сможет вернуться на арену истории. Сегодня "чартерные города" вполне эффективны экономически, неплохо поживает Дубай на 90% состоящий из экспатов. Но понятно, что город не в состоянии защитить себя сам, не полагаясь на союзников. Каким бы богатым ни был город, большое государство сожрет его даже без единого выстрела (как Китай Гонконг). Но что если город сможет наклепать миллионы дронов на 3д-принтере, отдать их в управление ИИ (компенсировав недостаток операторов)? И тогда он станет, если не угрозой, то хотя бы перестанет быть легкой добычей?

И здесь внезано надежда на нашего базового слона Илона Маска, который нынче воюет с конгломератом старых американских производителей оружия вроде "Локхид Мартина", пытаясь продавить подход, что пилотируемые самолеты и танки - это прошлое, а будущее - это рой самоуправляемых беспилотников. Быть может, такая новая военная революция перекроит в итоге устройство мира так, как нам не снилось. Фантастика, конечно. Но чем черт не шутит?

Михаил Пожарский

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены