Когда мы начинали собирать народ, то и не рассчитывали, что сумеем заставить власть изменить свое мнение и поддержать митингующих. Думаю, что решающую роль тут сыграла подготовка к референдуму по объединению Иркутской области и Бурятского АО. Власти очень нужно, чтобы референдум не сорвался, позиции губернатора в области и так не очень прочные, а народное недовольство политикой центра, а значит, и губернаторской "Единой Россией" легко может выплеснуться на референдуме, ведь вменяемых аргументов за объединение представлено до сих пор не было. Люди легко могут сказать: "Если правительство плюет на наши интересы, проводя нефтепровод по берегу озера в зоне 11-балльных землетрясений, мы можем плюнуть на правительство", и с трибуны митинга уже звучал призыв превратить референдум об объединении в референдум о судьбе великого озера.
На митинги приходят самые разные люди – от неформалов до бизнесменов, объединенные одной тревогой и одной любовью. И нас оказалось так много! И так не хотелось расходиться. Но, видимо, помня, как рождался майдан, разойтись уже "помогала" милиция.
Настоящая демократия – это когда люди управляют своей жизнью, когда от их решений зависит то, что происходит вокруг них. И то, что сейчас происходит в нашем городе, очень хороший знак – в людях пробуждается вера в свои силы. Ведь заставили же губернатора, прежде выступавшего за проект, изменить решение? В результате сложилась уникальная для современной России ситуация: губернатор, парламент, ученые, руководство всех политических партий, просто все люди выступают против этого строительства, за перенос нефтепровода подальше от Байкала, благо иркутские ученые давно разработали такой маршрут.
Если центральные власти будут игнорировать это возмущение, то может возникнуть ситуация по-настоящему революционная. И ее последствия предсказать уже невозможно. Если же власть отступит под этим напором, люди поверят в свои силы, и это может оказаться даже важнее, чем конкретная победа в вопросе о нефтепроводе.
Каспаров.Ru, 20.03.2006