Washington Post (Вашингтон, США)
"Путинский взгляд"
Прежде чем говорить о значении обращения Владимира Путина к международной конференции по безопасности в Мюнхене, стоит сначала восхититься самообладанием российского президента. Путин утверждал, что Соединенные Штаты "во всех отношениях перешли свои национальные границы..." И это говорит лидер, который подверг экономическому бойкоту Грузию и Молдавию, который зимой прекратил поставки энергоносителей Украине и Белоруссии, который поддерживает сепаратистские регионы в Грузии и Молдавии и который открыто вмешался в президентские выборы на Украине в 2004 году, пытаясь путем мошенничества навязать своего кандидата.
Путин заявил, что Соединенные Штаты несут ответственность за "все большее и большее презрение к принципам международного права", и что "никто не может чувствовать, что международное законодательство защитит их и что они за ним как за каменной стеной". Скажите об этом британскому Скотленд-Ярду, следователи которого не могут вести расследование убийства одного из критиков Путина, потому что два главных подозреваемых спрятаны за законодательной "каменной стеной" в Москве.
Российский президент сказал также, что американская политика "подстегивает гонку вооружений". Спустя несколько минут он признал, что Россия строит новую межконтинентальную баллистическую ракету "Тополь-М", что недавно она поставила Ирану новые ракеты для противовоздушной обороны и что этим летом проданные Сирии противотанковые ракеты использовались "Хезболлой" против Израиля.
В чем цель подобной бравады? Несомненно, отчасти она связана с поездкой Путина на Ближний Восток: он пытается извлечь максимум из проблем США в этом регионе. Возможно, Путин также стремится предупредить критические замечания в свой адрес со стороны европейских властей, которые все больше разочаровываются в его режиме. Но у российского президента была и более масштабная цель: провозгласить свою страну "противовесом" США. Россия с ее гигантскими нефтяными прибылями, ее контролем над европейскими энергетическими поставками, ее обновляемыми ядерными силами и ее желанием предоставлять оружие и ядерные технологии странам вроде Ирана, Сирии и Саудовской Аравии -- эта Россия вернет себе такой статус, что США "побоятся сделать лишний шаг, не согласовав его". Во всяком случае, такова заявленная цель Владимира Путина."
Die Welt (Берлин, Германия)
"Путинский мир"
"Кому такое понравится?" -- спросил Путин тихо и задумчиво, после того как обвинил Вашингтон в том, что тот перешел границы во всех сферах и навязал другим государствам свою правовую систему.
Путин как типичный представитель русского народа, многое вытерпевшего в последние годы, но склонного к фатальным просчетам и жалости к себе, хотел обозначить поворотный пункт. "Хватит!" -- так звучит послание Москвы, которая видит себя притесняемой со всех сторон и которая больше не хочет с этим мириться. Путин не хочет новой холодной войны, но он, похоже, готов пойти на риск, если, с точки зрения Москвы, не будет другого выхода. А виноваты, естественно, всегда будут другие."
Le Figaro (Париж, Франция)
"Путинские вариации на старинную тему холодной войны"
Нашлось немало участников конференции в Мюнхене, которые задавали себе вопрос о том, не была ли у них на глазах объявлена вторая холодная война. Во всяком случае, в отношениях между Россией и США страсти накаляются. Владимир Путин, первый присутствующий на ежегодной "конференции по безопасности" российский (и советский) президент за четыре десятилетия, не стеснялся в выражениях, припечатывая США и НАТО. Отсюда один шаг до начала крестового похода против Вашингтона, который "навязывает" свою политическую систему другим, и он, не колеблясь, его сделал."
Boston Globe (Бостон, США)
"Лицемерие Путина"
Даже самый отчаянный европейский критик маниакальной однополярности Буша не мог не видеть лицемерия Путина. Путин, который обличал в Мюнхене использование силы,-- это кремлевский лидер, стоящий за жестокой военной тактикой "выжженной земли" в Чечне. Бичевание вмешательства во внутренние дела других государств исходило от российского лидера, который поддерживает сепаратистские движения в двух регионах Грузии и в одном молдавском регионе. Критика одностороннего запугивания прозвучала из уст президента, который прошлой зимой перекрыл газовый кран Украине, а нынешней -- Белоруссии. Жалобы Путина на "один центр власти, один центр силы, один центр принятия решений" тоже звучат двусмысленно. Трудно представить себе более адекватное описание той системы власти, которую Путин выстроил в России. Его ближайшее окружение из ветеранов КГБ контролирует энергетику и банковские объединения, основные СМИ, региональных губернаторов, судебную систему и российскую законодательную власть. Если кто-то в современном мире и понимает, что значит управлять.
kommersant.ru