А мы что? Мы берем хоть такую. Потому что иначе нельзя. Иначе просто под снег уйдет, вообще без всякой пользы.
Вот и рыночная экономика в нашей стране – тоже все равно доходит до "молочно-восковой спелости". Максимум. И все. Хватай то, что есть, и не жалуйся на странный вкус. Потому что дальше начинаются заморозки.
Все это мы уже проходили в 20-е годы прошлого века. Сначала – НЭП, новая экономическая политика, разрешение частной собственности, концессии с иностранным капиталом, "разжиревшие нэпманы" и возрождение ресторана "У Яра"; страна отъедается после Гражданской, а интеллигенция приходит в ужас – "за то ли мы боролись, кровь лили?!" Большевики, стоящие у власти, тем временем провозглашают курс на "государственный капитализм". НЭП держат строго в установленных границах, а едва ему становится в них тесно – просто сворачивают ему шею. Напрочь. И в стране воцаряется "социализм", иными словами – господство номенклатуры.
Теперь, похоже, история вновь готова повториться. Опять нам настойчиво демонстрируют "угар НЭПа" в виде неаппетитных подробностей куршевельских кутежей, карикатурных "новых русских" и злых олигархов, только и мечтающих взять власть и установить в стране кровавую "диктатуру капитала". А под сурдинку в РФ опять воссоздается государственный капитализм – то есть государство скупает и экспроприирует "за неуплату налогов" все большие и большие куски собственности. Воссоздаются огромные, уродливые монстры – госкомпании-монополисты, которые все ближе и ближе к тому, чтобы в один прекрасный день разом преобразоваться в министерства и главки "новой старой России".
Под шумок из страны выставляются иностранные компании – Шелл, Би-Пи, Шеврон – а то, что им якобы дали в концессию, снова – по привычной с 20-х схеме – возвращается туда же: государству. Государство пухнет, рыночная экономика чахнет: заморозки! Огромнейшие госмонополии создаются во все новых и новых отраслях экономики, и в них усилиями чиновников подгребается все сколь-нибудь живое и прибыльное.
Газодобыча давно и полностью монополизирована, "нефтянка" на грани национализации: государство с чавканьем пожирает "Роснефть", обложило со всех сторон ТНК-БП, а "ЛУКОЙЛ", по всей видимости, оставило на закуску. Госхолдинги – в оборонке, авиастроении, угольной промышленности; последний рыночный романтик Чубайс еще что-то упрямо твердит насчет распродажи и приватизации РАО ЕЭС – как будто не видит, что все "приватизируемые" активы будут скуплены госмонополией – "Газпромом"!
Все по старым лекалам; смотрим в исторические святцы – что у нас там по графику, процесс Промпартии? Или он уже был – в виде "дела Ходорковского"? Или дело уже к "убийству Кирова"? Кто у нас там за него – Политковская? Или Литвиненко? Или все ж кто-то третий, пока еще живой и ни о чем не подозревающий?
И кто защитит рыночную экономику, кто учтет исторические уроки? Не видно, чтобы предприниматели были бы озабочены подползающей лапой государства, старались бы создать политическую силу, которая защитила бы бизнес от поглощения. Зачем? На все вопросы бизнесмены хитро улыбаются: о, они все прекрасно усвоили, их врасплох не застать! Когда станет совсем хреново – вот он, билетик на самолет в Шереметьево, всегда в кармане! "Только меня и видели!"
Рыночная экономика не может нормально существовать там, где нет гарантий прав на собственность. Без собственности она развивается криво, а когда конфискации входят в обыденность – просто исчезает. Все мы помним карикатурного нэпмана из "Золотого теленка" Ильфа и Петрова, который все вздыхал: "Меня страшно обложили налогом!". А потом, как мы помним, исчез навсегда.
Последние новации российского государства точь-в-точь следуют в старой колее: очередной симптом – недавнее решение Арбитражного суда, разрешившего Госналогслужбе конфисковывать "в пользу государства" акции предприятий, если операции с ними использовались "для ухода от налогов". Причем – конфискуются все акции, участвовавшие в сделке, независимо от реальной суммы ущерба.
Напомним суть дела: как пишет газета "Коммерсант", суд изъял в пользу государства 13-16 процентов акций башкирского ТЭКа. Акции были изъяты в соответствии со статьей 169 Гражданского кодекса из-за того, что сделки с ними "преследовали цель уклонения от уплаты налогов". (Статья 169 трактует о сделках, "противоречащих основам морали и нравственности"; мол, все средства от таких сделок должны быть обращены в доход государства, а сами сделки признаны ничтожными). Газета пишет, что применение этой статьи судами может привести к национализации имущества любой компании, минимизировавшей налоги.
По сути – запущен новый механизм национализации "за налоговые недоимки". Если б суды решились на него раньше, то они и "ЮКОС" заглотили бы намного раньше, без утомительных представлений с "Байкалфинансгруп"; но – морозы подступают постепенно…
Хотя и неотвратимо.
Вы можете оставить свои комментарии здесь