"Грядущее восстание" Ультракультура 2.0, 2011
Пятьдесят лет отделяют эту книгу, написанную анонимным "Невидимым комитетом", или "Комитетом 11 ноября", от "Революции повседневной жизни" ситуациониста Рауля Ванейгема. Сходства между двумя трактами так и лезут в глаза. Опять всеразъедающая, как кислота, разоблачительная левацкая критика всего современного западного капиталистического общества вообще, и — это важно — опять отправной точкой атаки выбран индивидуум, его личные переживания и страдания. Опять ссылки на "реакционных" и просто откровенно правых мыслителей, которые наверняка скандализируют правоверных левых. У Ванейгема это были Розанов и Кьеркегор, здесь — Шмитт и Хайдеггер.
Опять апология криминала: "Те, кто встал на путь преступности, находят в нем меньше унижений и больше отдачи, чем в уборке помещений, не сложат оружие, и тюрьма не привьет им любовь к обществу". Ну, любят левоанархисты, тем более французские, уголовников, что тут поделаешь. Вновь апология уличных бунтов — благо со времен Ванейгема явление это только прибавило в актуальности, масштабе и частоте, особенно во Франции. Наконец, стиль французской интеллектуальной литературы, который, вне зависимости от особенностей перевода, не спутаешь ни с чем: "Увесистая очевидность этой агрессивной угрозы". И пронизывающая все это насквозь угрожающая эсхатология.
И вновь, как в "Революции…", да не только в ней, но и во многих других левых сочинениях,
знакомая неубедительность там, где речь заходит о конструктиве, а точнее в данном случае сказать — деструктиве, то есть конкретных проектах революции, подрыве старого общества и создании нового.
Но пока речь идет о критике, "галльские" "критические мыслители" традиционно "в форме": точны, остроумны, афористичны, проницательны. Эта часть состоит из семи глав, названных семью кругами (понятно чего). У Маяковского была четырехступенчатая формула бунта: "Долой вашу любовь. Долой ваше искусство. Долой вашу власть. Долой вашу религию". Приблизительный аналог этого можно усмотреть и здесь, только объекты атаки более детализированы. В каждом из "кругов" "Грядущего восстания" авторы констатируют (радуются ему?) распад одного из столпов миропорядка. Сначала собственно человеческого "я", затем всех форм социальной общности, потом производительного труда. Четвертый круг — глобальная ложь экономики, пятый — смерть города и деревни в их традиционном понимании, шестой — удар по современному истероидному экологизму ("бей, не жалей", сказали бы мы) и, наконец, седьмой круг ада — ожидаемый приговор всей существующей цивилизации. Это уж у левых так заведено, они не мелочатся. "Весь мир до основанья, а потом…"
С этим "потом" столь же ожидаемые проблемы. Спору нет, идеи об организации коммун (они же революционные ячейки), изложенные во второй и гораздо меньшей по объему, чем критическая, части книги, любопытны. Однако, как нам кажется, даже читатель левых убеждений вынужден будет признать, что "над этим еще работать и работать".
Возвращаясь к параллели с "Революцией повседневной жизни", следует отдать должное "Восстанию". Оно, во-первых, гораздо доходчивее и понятнее написано, а во-вторых (и это связано с "во-первых") гораздо больше говорит о реальных социальных проблемах и меньше парит в метафизических воздусях. Хотя сохранены темперированный слог и интонация высказываний. На первый взгляд эти высказывания предстают безжалостными констатациями, мужественно, хладнокровно выговариваемой "последней правдой". Но если прислушаться, то
можно услышать, что это произносится всегда несколько навзрыд, как бы на грани перманентной истерики: "Сегодня наш запас иллюзий исчерпан, мы коснулись дна, мы банкроты, если не должники. Зато вот что мы поняли: экономика не в кризисе, экономика — это и есть кризис".
Хотя в целом книга, конечно, левая, правые элементы прорастают в тексте постоянно. Так, во второй главе авторы сетуют на разрушение всякой "укоренности" среди французов, которых централизованная, унифицированная бюрократия превратила в "мигрантов", в "чужаков", а атомизация и индивидуализм разрушили все прежние общности. Или вот эта мысль: "Запад пожертвовал собою как особой цивилизацией, чтобы восторжествовать в качестве универсальной культуры". Выводы из нее, конечно, можно сделать разные, но с самой констатацией согласятся все те, кто горюет по старой Европе.
Книга "Грядущее восстание" доступна для чтения в Интернете
Вы можете оставить свои комментарии здесь