В Сеуле и Токио продолжают ломать голову над тем, почему правитель КНДР Ким Чен Ын отказался от визита в Москву на 9-е мая, который стал бы мировой сенсацией. Вернее, практически в последний момент об этом объявили в России, поскольку сам Пхеньян по поводу возможной поездки своего вождя на Красную площадь хранил и хранит интригующее молчание.
Поначалу версий было много - и все не слишком убедительные, Мол, товарищ Ким страшно боится покидать страну, поскольку его тайные противники могут учинить бунт и смуту пока он находится в Москве. Другие уверяли, что всю информационную бучу вокруг этого визита искусственно устроили продувные русские пиарщики, чтобы привлечь внимание к мероприятиям 9-го мая, которые бойкотирует Запад и его азиатские союзники. Последняя версия звучала особенно слабовато: зачем, согласитесь, на весь мир раздувать шум на пустом месте, когда довольно быстро выяснится, что сенсационное событие к разочарованию многих не состоится.
Поэтому теперь большинство наблюдателей называют другую причину отсутствия товарища Кима – Китай.
Некоторые мои собеседники утверждают, что северокорейский вождь с самого начала устроил историю со своей поездкой в Москву исключительно для шантажа Пекина. Другие считают, что он на какой-то момент заигрался в опасную для себя игру, но вовремя остановился.
Отношения Пхеньяна с КНР при Ким Чен Ыне сильно охладились – молодому вождю очень не нравится то, что китайские товарищи якобы пытались им руководить. Не нравится ему и то, что Пекин всерьез добивается полномасштабного свертывания северокорейской ядерной программы.
Ким Чен Ын, как полагают, подозревает китайцев также в намерениях отодвинуть его на второй план, а то и вовсе при случае сместить. Во многом именно поэтому он после публичного суда приговорил к смерти мужа своей родной тетки, который одно время считался наставником молодого вождя и вообще всесильным "серым кардиналом". Этот родственник Ким Чен Ына придерживался прокитайской ориентации, а в Пекине его принимали на высшем уровне как подлинного правителя КНДР. После казни отношения двух стран опустились до самой низкой точки, возможно, за все время существования независимой Северной Кореи.
Заметная в последнее время активизация контактов с с Россией по всем направлениям и разговоры о личной поездке в Москву должны были показать, что у КНДР и помимо Китая есть надежный и богатый партнер. Однако, как полагают, например, эксперты японского информационного агентства Киодо, в Пхеньяне все же сработало понимание того, что разрыв с Пекином невозможен. Китай был и остается важнейшим экономическим партнером КНДР, только он может дать стране необходимые инвестиции и товары в полном объеме. Нельзя забывать и о том, что только КНР выступает как гарант безопасности Северной Кореи – в их двустороннем договоре есть пункт о военной помощи.
С другой стороны, Китаю тоже был крайне невыгоден визит товарища Кима в Москву. Вопреки практике своего ныне покойного отца он еще ни разу не посещал Пекин, куда, по традиции, должен был совершить первую официальную поездку. Присутствие на торжествах в Москве 9-го мая одновременно председателя КНР Си Цзиньпина и Ким Чен Ына создавало катастрофически неловкую ситуацию. Проводить первую встречу с лидером Северной Кореи (которую в Пекине считают своим непокорным вассалом) на территории третьего государства – неприемлемо для великого Китая. Игнорировать Кима в Москве – значит показать всему миру, что отношения двух стран фактически разорваны. Это стало бы величайшим дипломатическим афронтом для Пекина и подорвало его стратегические претензии на роль главного игрока, решающего проблемы Корейского полуострова.
Короче, в Токио не исключают, что Китай своими средствами и по своим каналам дал понять кому надо, что товарищу Киму в Москву лучше не ездить. Однако теперь возник новый интригующий вопрос: будет ли северокорейский вождь фигурировать на азиатском Дне Победы, который состоится в Пекине 3 сентября? В столице КНР по этому поводу планируется крупнейший в истории страны парад. И присутствие Ким Чен Ына на нем было бы более, чем уместно – ведь именно китайские войска во многом спасли КНДР от разгрома во время Корейской войны с американцами и южанами в середине прошлого века.
! Орфография и стилистика автора сохранены