В мае 2008 года Газпром ненадолго стал третьей компанией мира. На пике его стоимость превысила 365 миллиарда долларов. Алексей Миллер заявил, что в 2015-2016 году капитализация должна вырасти до одного триллиона. Россия входила в G8, экономика росла, резервы приближались к триллиону и прогнозы Миллера выглядели вполне исполнимыми.
1 января 2009 года, в 20-ти градусный мороз, Газпром прекратил поставки газа в Украину, а 7 января Россия полностью прекратила поставки газа в Европу. В результате пострадали многие страны, прежде всего в Восточной Европе. Без газа остались Болгария, Турция, Греция и Македония.
Была проведена мощнейшая пропагандистская кампанию с целью обвинить во всем Украину. Тем не менее, для западных инвесторов репутация Газпрома, как надежного поставщика, была подорвана. Факт того, что вместо разбирательства в суде в Кремле использовали открытый шантаж, при котором был нанесен ущерб третьим странам, негативно сказался на имидже России.
В 2010-2013 годах Газпром находился в середине второго десятка крупнейших мировых компаний по капитализации и одновременно на первых местах по объему прибыли. Его активы постепенно падали, несмотря на рост цены на газ и рекордную доходность. Добили компанию газовые скандалы и внешние авантюры Кремля весной 2014 года.
Сейчас капитализация Газпрома составляет $57 млрд. и болтается в середине второй сотни мирового рейтинга. Вместо того чтобы (по обещаниям Миллера) стать втрое дороже, Газпром подешевел в семь раз по сравнению с максимумом 2008 года.
В 2015 году российский ВВП опустился ниже уровня 2007 года и продолжает падать. Номинальный ВВП России сегодня меньше ВВП Нью-Йорка. Капитализация всех российских публичных компаний вместе взятых меньше капитализации Google. Это чтобы было понятно, в какой весовой категории видят Кремль в развитых странах.
Пока российская экономика щупает дно за дном, другие страны растут. В прошлом году Россию обогнала страна, которую с трудом можно найти на карте. Зато Южная Корея все эти годы ни с кем не воевала. Даже со своим северным соседом, с которого во многом берет пример нынешнее российское руководство.
Неэффективность экономической политики Кремля хорошо заметна на контрасте с возможностями, которые открывает свободная рыночная экономика в государстве с устоявшимися демократическими институтами.
Москвич Сергей Брин, 1973 года рождения, к 2004 году сумел создать компанию с капитализацией $23 млрд, что было на тот момент втрое меньше Газпрома. К 2008 году разрыв сократился до двух раз. Сегодня компания Google стоит больше, чем все что сумели создать строители коммунизма и вставатели с колен вместе взятые с 1917 года. Хотя, вставатели ничего толком не создавали, а только снимали ренту с созданного до них.
! Орфография и стилистика автора сохранены