В судебных разборках такое бывает достаточно часто, победа близка, всё на мази, но... один ваш неверный ход, один ваш неудачный свидетель и всё пошло прахом. И полагаю таким мега неудачным ходом со стороны обвинения было решение задействовать в качестве свидетеля г-на Петухова, персонального водителя Бориса Немцова. До сих пор ума не приложу, зачем он был им нужен? Какую такую ценную информацию он должен был донести до присяжных? Как говорится, чужая душа — потемки. Но то, чтоон своими бестолковыми показаниями всё угробил, всех сдал и всех заложил — это бесспорно.
Где самая задница, это насколько же он был неубедителен в своих объяснениях о звонке Дурицкой с Москворецкого моста, как неожиданно прервался их разговор, как он потом не смог до нее дозвонится и чем он это объяснял. Где своим наивным враньем, он просто-таки меня убил, поведав нам байку, что звонок от Дурицкой будто бы состоялся.... то ли в 23:30, то ли в 23:50.
И то, что он не помнит точного времени и дает нам такую вилку, это конечно так трогательно! Ибо представим себе на секундочку, ночью вам звонят и звонят не справиться как пройти в библиотеку, а касательно убийства вашего шефа. Время этого звонка записалось в вашем телефоне и дальше вас в течении года и более тягают по всяким ментовкам, следственным комитетам, ФСБ, интересуются соратники и где сто тысяч мильонов раз, задают один и тот же вопрос: "Во сколько точно Вам позвонила Дурицкая"? Вы отвечаете во сколько. А потом еще также подробно рассказываете кто еще вам звонил до, а потом после. Ваши показания записывают, вы столько же мильонов раз их перечитываете, потом подписываете. А потом вы идете домой и все то же самое видите в интернете и по телевизору и не можете не знать, и не можете не интересоваться, что вообще-то в Бориса Ефимовича стреляли после 23:31. Т.е. с одной стороны вы мало того, что точно знаете время звонка от Дурицкой, что записалось в вашем телефоне, но и точно знаете, что этот звонок не мог состоятся ранее 23:31.
И дальше сразу возникает вопрос, зачем человек врет? И объяснение очень простое. Как мы знаем, их разговор прервался практически на полуслове, все что успела крикнуть Дурицкая в трубку со слов Петухова:
"Борю убили на мосту, забери меня отсюда".
и дальше единственное логическое объяснение (логическое на взгляд Петухова) почему разговор прервался на таких драматических нотках, а он не пытался ей более перезвонить — это то, что всю необходимую информацию он якобы получил из интернета!
Но давайте прикинем, а насколько такие показания Петухова могут быть правдой? И понимаем, что такая информация об убийстве Немцова могла появиться не ранее чем она была зарегистрирована в полиции или не ранее, чем кто-либо дозвонился до службы 112. Как мы знаем из стенограммы суда, такой звонок был зафиксирован в 23-39 и значит первая информация об убийстве Немцова могла появиться в сети не ранее чем через 5-10 минут, т. е. где-то в районе 23:45, а потом попасть в поисковики не ранее чем в 23:50 и значит если такой звонок от Дурицкой состоялся раньше, то Петухов тривиально врет. Ничего увидеть в интернете он не мог.
И как я уже писал ранее, скорее всего, такой звонок от Дурицкой мог поступить Петухову где-то между 23:31:30 и 23:34:00, когда до нее дошли те два типа, что пришли с улицы Болотной. И следовательно до того момента, пока "чистильщик" не закончил свои дела и не позвонил в службу 112 в 23:39 — Дурицкая никуда звонить не могла.
И вот отсюда, после такого наивного вранья от Петухова, когда ему кричат в трубку "Борю убили, забери меня", а он вместо того, чтобы перезвонить и узнать где она, кормит нас бредовыми сказками о всемогущем интернете — вы вполне можете построить цепочку рассуждений, так что же там было на самом деле.
И мы понимаем, что единственный человек в Москве, кому Дурицкая могла названивать на сотовый чаще чем самому Немцову — это его водителю, с кем она ездила в магазины, в спа-салоны, в аптеки и т.д. и потому самое очевидное кому она могла позвонить после того как в Немцова стреляли в 23:31 — это только Петухову. И то что связь неожиданно прервалась, мы можем объяснить только тем, что те люди что к ней подошли и которых мы видим на видео ТВЦ, заблокировали ей такую возможность, банально отобрав у нее телефон. И далее мы пробуем смоделировать ситуацию, как ведет себя человек, на месте Петухова, если прерывается связь.
А вероятно, услышав новость, что в Немцова стреляли и то ли ранили, то ли убили... и далее короткие гудки, первое что по логике должен был сделать Петухов — это разумеется вновь и вновь попытаться до нее дозвониться и так не менее десяти раз. После чего, он должен был бросить это занятие и подумать, кому еще можно позвонить, кто может владеть информацией о Немцове? То есть попытаться сообразить, кому еще кроме него могла позвонить Дурицкая? И предполагаем, что это мог быть кто-то, с кем Немцов постоянно на связи как и с водителем.
Далее мы ищем такую информацию, кто бы это мог быть, читаем вот здесь и понимаем, что без всяких яких — из всех возможных кандидатур это могла быть только одна персона - помощница Немцова Ольга Шорина. И вот дальше-то и начинается настоящий детектив.
Из воспоминаний Шориной мы пытаемся выяснить так откуда же пришла информация, что Немцова убили (ранили) на "большом мосту"?
Вот что пишет по этому поводу сама Шорина:
Незадолго до полуночи позвонила помощница Немцова — я была уже дома. А она сбивчивым голосом говорит: "Аня (подруга Немцова Анна Дурицкая — прим. „Медузы“) позвонила. Его убили. Этого не может быть". Я очень боялась ехать. Позвонила Яшину, [сопредседателю "Парнаса" Михаилу] Касьянову.
А теперь, что говорит Яшин об источнике:
Мне позвонила Ольга Шорина, пресс-секретарь ПАРНАС. Я был в кафе Artefaq, она мне позвонила и сказала, что Немцова убили на "Большом мосту" и ей Аня позвонила. Я сначала приехал на Большой Каменный мост, потому что не понял. А потом на Большой Москворецкий.
И дальше мы пробуем сопоставить два этих свидетельства об источнике информации и понимаем, что кто-то здесь крепко привирает и скорей всего оба.
И ясно, что Шорина привирает, что ей будто бы могла позвонить некая секретная помощница Немцова потому как во-первых, мы понимаем, что у Дурицкой после того как к ней подтянулись какие-то неопознанные люди, о которых она нигде не говорила, точно не было второго шанса перезвонить еще кому-то после Петухова. Во-вторых, мы точно знаем, что из показаний Яшина и Шориной, следует, что с Дурицкой не было обратной связи и все, что они знали — это, то что Немцова то ли убили, то ли ранили на "большом мосту", а на каком "большом" они не знали и переспросить было не у кого. В-третьих, также не выдерживает никакой критики версия Шориной, что они поехали на Каменный мост, потому как Аня не москвичка и не могла толком объяснить, где она. Глупости, мост у Красной площади невозможно перепутать с каким-то другим. В-четвертых, судя по тому, что пишет Шорина о себе, о Немцове и о Дурицкой, невозможно представить, что у Немцова могла быть еще одна помощница кому бы в теории могла позвонить Дурицкая кроме нее самой. И в-пятых, это та правда, с которой она описывает свои ощущения ("я очень боялась ехать") и я готов с этим согласиться. Когда вам говорят, "в Немцова стреляли, связь прервалась и он где-то там на мосту" - это действительно страшно, чтобы ехать туда одной и проверять, что там сейчас происходит.
И разумеется об источнике информации, откуда он узнал об убийстве Немцова, врет и Яшин (причем не запамятовал, а натурально врет) что будто бы Шорина узнала это от Дурицкой. И во-первых, он врет поскольку сама Шорина этого не подтверждает, а во-вторых, если мы продолжим цепочку наших рассуждений и понимаем, что Дурицкая не могла позвонить еще кому-то поскольку у нее не было второго шанса, то Шорина когда звонила Яшину, по-любому должна была сообщить ему источник информации откуда пришла эта страшная новость. А даже, если бы не говорила, то Яшина бы обязательно ее переспросил. И значит Яшин не мог не знать имя этого источника и не мог не знать, что это была не Дурицкая.
И вот здесь то и встает вопрос с новой силой: "Зачем Шорина выдумала какую-то несуществующую помощницу Немцова? Зачем Яшин наврал в суде, что об убийстве Немцова Шориной позвонила Дурицкая? И самый главный вопрос: "Зачем Прохоров подтянул для дачи показаний менее осведомленные персонажи о Немцове таких как Рыклин и Яшин, и не взял в суд ближайшею помощницу Немцова Шорину, которая точно была в курсе всех его дел и более того, из рассказа которой на Медузе вытекало, что Дурицкая после убийства Немцова ночевала именно у нее и значит могла поведать ей много существенных деталей о событиях той ночи. Так почему же Прохоров ее не вызвал"?
А очень просто и как раз потому, что первый же вопрос, который ей зададут в суде, это будет вопрос о секретной помощнице Немцова, откуда она узнала о его убийстве и когда это случилось по времени? И это все при том, что такие данные, о том кому звонил Петухов после звонка от Дурицкой, есть в материалах дела.
А мог ли Прохоров это допустить, чтобы это все вылезло наружу? Никогда.
Ибо если только вдруг выяснится, что никакой секретной помощницы не существует в природе и что на самом деле ей звонил Петухов, то дальше уже вся хронология что там было, потянется со всей очевидностью. Что Дурицкая позвонила Петухову, чтобы сообщить о том, что в Немцова стреляли на большом мосту и после чего разговор прервался. Далее Петухов звонит Шориной и говорит ей об этом, что Немцова то ли ранили, то ли убили и где и как он не знает, поскольку разговор прервался и дозвониться до Дурицкой он больше не может и поскольку он далеко от места событий, то он просит тех кто рядом, срочно гнать туда на "большие мосты" и выяснять, что случилось с Немцовым. И скорей всего именно этот разговор Шорина и передала Яшину.
В этот момент Яшин находился в кафе Artefaq на Большой Димитровке, что в зависимости с какой скоростью ехать, находится примерно в пяти-десяти минутах езды от ближайшего к нему Большого Каменного моста. Поэтому в первый адрес, куда он помчал это на Большой Каменный. Приехал, там Немцова нет и тогда он гонит на Большой Москворецкий и уже там находит Немцова. И сразу же он перезванивает Шориной и сообщает, что нашел Немцова на Большом Москворецком и все сюда и говорит ей, что Немцов убит, а не ранен.
И то что события развивались именно по такому сценарию доказывает и как быстро Яшин прибыл к месту убийства. И только после того как он лично убедился, что Немцов убит (а до прибытия на мост он этого не знал и никто не знал) то только после этого он известил об этом Прохорова, а затем уже и всех остальных, кто искали Немцова на других "больших мостах".
Но и это еще не вся картинка. Если только выяснится, что Петухов действительно отзвонился Шориной после звонка Дурицкой и рассказал ей о том, что у меня написано выше, то получается, что как минимум из всех перечисленных, Ольга Шорина находится в самой большой опасности, поскольку и как Прохоров, и как и Дурицкая не может не знать "правду и почему разговор прервался", не может не знать об истинных обстоятельствах убийства Немцова и не может не знать, что в его убийстве повинны иные люди, не имеющие к гражданам Чечни никакого отношения. И потому, что-то мне подсказывает, что именно это обстоятельство, слишком большая осведомленность о том, что случилось на мосту (а не гипотетическая опасность проживания в России) и заставило ее экстренно бежать из России в Германию.
А уже одно только это обстоятельство, что Шорина на самом деле является ключевым свидетелем и на мой взгляд даже не менее ключевым чем Дурицкая, могли бы подвигнуть адвокатов защиты и на требование допроса ее в суде, поскольку те сведения, которыми располагает Шорина могут фактически стать вторым алиби Дадаева. А далее я уверен возникнет необходимость и повторного допроса Петухова, Яшина, Рыклина и... вы будете смеяться, но даже самого Прохорова, поскольку может так выяснится, что он знал об истинных обстоятельствах убийства Немцова еще даже до того, как вступил в дело в качестве адвоката!
То есть понятно да, какая картина может высветиться только из одного неудачного свидетельского выступления? И посему прокурор Мария Семененко, она конечно большой молодец, что не позволила протащить защите видео с алиби Дадаева и мы понимаем, что если бы это произошло это был бы крындец всему. Хотя с другой стороны мы также понимаем, что то, что она притащила в суд эту бестолочь Петухова,подвесило дело Немцова под не менее значимый крындец, только потяни за веревочку и там таааакое может вылезти, что мало не покажется никому!
! Орфография и стилистика автора сохранены