Редакция Каспаров.Ru публикует письмо Бориса Стомахина бывшему политзеку Алексею Гаскарову, написанное публицистом в ответ на статью Гаскарова в "Новой газете". Этим письмом редакция Каспаров.Ru открывает серию публикаций, посвященных вручению премии имени А.Д. Сахарова. К сожалению, Гаскаров публичную дискуссию поддержать отказался, но, очевидно, письмо Стомахина адресовано не столько к бывшему "узнику Болотной", сколько ко всем нам.

Самого Стомахина лучше всех охарактеризовал, пожалуй, другой либеральный публицист Виктор Корб: "Борис Стомахин — радикальный публицист, много лет открыто и последовательно выступающий против путинской диктатуры и получивший самую жесткую ответную реакцию — 12 лет заключения в пыточных условиях российских тюрем и лагерей исключительно за слова. Он продолжает отстаивать свою позицию — защиты ценностей свободы и разоблачения бесчеловечной и агрессивной имперской сущности российского режима ("русского мира") — несмотря на тяжелейшие условия, информационную блокаду и обструкцию со стороны большинства "либеральных СМИ", "официальных правозащитников" и реальные угрозы здоровью и жизни.

Передача текстов на волю для политзаключенного сопряжена не только с техническими трудностями, но и с высоким риском фабрикации очередного "экстремистского дела", как это уже произошло в 2015 году, когда Стомахин был осужден военным судом за приписанный ему текст с "оправданием терроризма". Поэтому свежие материалы его авторства последнее время появляются гораздо реже, чем ему хотелось бы".

Отметим, что практически одновременно с выдвижением на Сахаровскую премию Стомахин был переведен из колонии на более строгий тюремный режим.

 

Здравствуйте, Алексей!

Поздравлять Вас с освобождением, может быть, уже немного поздно — но я все же поздравляю от всей души! Возможно, Вы слышали где-нибудь мою фамилию, но я не уверен в этом. Могу только сказать, что у нас с Вами был общий адвокат — Светлана Ивановна Сидоркина, защищавшая меня на последнем процессе в 2015 году. Дай бог ей здоровья и всего самого наилучшего в жизни за ее помощь и участие!

Я прочел Ваше интервью "Новой газете" сразу после освобождения — и мне показалось странным, что Вы так полны иллюзий после таких испытаний.

Я тоже был на Болотной, только не 6 мая 2012 г., а раньше, еще на первых митингах зимы 2011-2012 гг. К маю 2012-го я уже давно понял, что все это бесполезно. Уже в декабре 2011-го мне было муторно и противно слушать все, что они там говорили с трибуны, эти самозваные "лидеры оппозиции". Мне было странно и грустно, что на трибуне стоят бывшие вице- и просто премьеры, все эти Немцовы, Рыжковы, Касьяновы плюс стукач Яшин с ними, все эти крупнейшие специалисты по выпуску пара в свисток, имитаторы и профанаторы всякой оппозиционной деятельности. А бывшие политзеки стоят внизу, в массовке, хотя им очень даже есть что сказать. Я имею в виду не только себя (я в 2011-м как раз освободился после первого срока), но и, например, братьев Подрабинеков, старший из которых пытался было просить слова, но был вежливо послан Рыжковым куда подальше…

Это я к заголовку Вашего интервью: "Если что-то начнет меняться, надо быть готовыми". Знаете, в самом начале путинщины, лет за 10 до самого первого митинга на Болотной, я тоже так думал, тоже пытался что-то делать, пока меня не посадили в 2006-м, чтобы мы были готовы… И вот — жизнь показала, где были на этой Болотной мы все с нашими мечтами "быть готовыми" и кто оказался готов на самом деле. Готов вести за собой массы недовольных в ментовской загон, как козел-провокатор овечье стадо; готов выпускать пар в свисток и спускать все на тормозах. Что в итоге в 2012 году и было сделано.

Жаль, если этот опыт, как и опыт заключения, не усвоен и не продуман Вами.

А сомневаюсь я в этом из-за Вашей фразы в интервью "Новой": "Эту систему можно переиграть, просто нужно чуть больше креатива и избегать столкновений лоб в лоб".

Хорошо, если в лагере Вас не так сильно прессовали, Вы сидели в "обычных условиях" (а не в СУСе/ПКТ/ЕПКТ), Вам даже разрешали преподавать. Хорошо, если Вы могли находить общий язык с уголовниками, видеть в них людей, если по крайней мере они Вас не разводили, не обворовывали, не глумились над Вами и не били (что они могут делать как по наущению начальства, так и по собственной инициативе). Хорошо, если при общении с ними (тем паче преподавании) Вас не мутило от их кастовой системы, от наличия у них абсолютно бесправной, за людей не считаемой касты "пидарасов", от их дикой, пещерной всеобщей гомофобии и пр. и пр. и пр.

На Болотной-то, я думаю, Вам не настолько обидно было стоять, как мне: Вы моложе и на тот момент 5 лет отсидеть за убеждения еще не успели…

Но неужто жизнь (и тюрьма, в частности, да и побоище тогда на Болотной) Вас не научила ничему?

Неужели Вы на собственном опыте еще не поняли, на собственной шкуре еще не ощутили, что эта Система понимает только силу? Только силу, больше ничего! Неужели Вы так наивны, что после всего виденного и пережитого до сих пор надеетесь "переиграть" эту Систему какими-то иными путями — хитрыми, креативными, но уж наверняка легальными и "законными"?!

Sorry, но что с Вами еще надо сделать, на сколько еще посадить и куда именно закатать, чтобы Вы (и не только Вы) это поняли?! Лагеря тульские, рязанские, брянские — это, наверное, слишком близко. Вот я сейчас в Пермском крае, это подальше; впрочем, Нижний Новгород, где я был первым сроком, тоже не так уж далеко от Москвы. Правда, я-то и до первого срока понимал, что переиграть нельзя, что надо именно "лоб в лоб" — и при этом надо найти достаточно сил, чтобы стать сильнее Системы. Меня от этого понимания как раз лагерями и тюрьмами они уже 9 лет и лечат — пардон, "исправляют". Да только что-то не очень получается у них…

"Идет демонстрация силы, которая унижает гражданское достоинство", — говорите Вы в интервью. Грустно, но это только подтверждает мое вышеприведенное мнение.

Если человека унижают, ногами топчут, а он лишь трусливо блеет в ответ, лишь выходит с плакатиками про "конституцию" под смех "космонавтов" огребать в их автобусе еще и еще (и ведь знает заранее, что будет огребать!) — как такого человека назвать?

Где оно, достоинство тех, кто с 1965 года все талдычит про законы и конституцию — "а Васька слушает да ест"?!

Пятый год уже я сужу о делах на воле только по письмам друзей да по СМИ. Но и раньше у меня не было иллюзий на этот счет; просто отсюда все видишь отчетливее и яснее. И Вам, и Вашим друзьям и "подельникам", часть из которых приезжала Вас встретить у лагерных ворот, и всей этой "оппозиции" имени Немцова (не вождям ее лукавым, конечно, а честным людям из массовки) я хочу сказать одно: что-то вы, ребята, слишком добрые! Не мешало бы вам пару таблеточек озверина принять, ой не мешало бы! А то благодушны вы слишком, прямо чистые коты Леопольды; нет в вас совсем ни ненависти настоящей к врагу, ни адекватного понимания, что это за враг и как с ним бороться. Нет у тех, кто хлебнул уже сам или был выжит из страны, желания отомстить, поквитаться, здорового, нормального желания мести подонкам за свою испорченную жизнь.

А вы вместо этого расслабленные какие-то, и все, освобождаясь, говорите, что, мол, тюрьма — это ничего страшного, ее нужно пройти, и там, мол, тоже люди; надо, мол, перетерпеть, никуда не денешься, и стараться там с максимальной пользой время провести…

А по-моему, надо мстить! Или — если нет сил — хотя бы стремиться к мести, мечтать о ней! Не только лично для себя, потому что те, кто нас посадил, другим приличным людям тут тоже очень много крови попортили с 2000 г. Уже почти никого и не осталось — или разъехались все, или сидят.

Успешная месть этой Системе будет и нашим личным торжеством, и решением проблем Донбасса и Крыма, и возмездием за геноцид чеченцев, и вообще великим мировым событием, праздником всего прогрессивного человечества!

Но для этого нужно такой мести хотеть, о ней мечтать и к ней стремиться. Помня при этом, что Система понимает только силу, никаких других аргументов она не воспринимает, никаких слов не слушает. (Или отвечает на наши слова уголовными делами за "экстремизм".) И не рассчитывать наивно переиграть эту Систему как-то еще — на ее же поле и по ее же законам. Три с половиной года Вы были в тотальном проигрыше (и все Ваши полезные дела в зоне не опровергнут этого), неужели еще недостаточно, чтобы понять?!.

А изображать проигрыш как выигрыш, превращать нужду в добродетель, врать самим себе — удел совсем уж слабых, несовместимый с достоинством и честью. И это я не только про тот, уже оконченный Ваш срок, но и про будущие проигрыши, которые непременно Вас ждут, если Вы и впрямь решите играть по их правилам.

"Уже сейчас есть возможность заниматься малыми делами", — говорите Вы в интервью. Увы, "теория малых дел", популярная еще 130 лет назад, после разгрома "Народной воли", давно уже опровергнута историей. Те, кто стремится — пусть даже в мрачные эпохи — делать "малые дела", обычно оказываются неспособны делать большие, когда даже и появляется такая возможность. "Поддерживать огонь", — говорите Вы дальше. А он есть, этот огонь? Есть что поддерживать-то? Я бы сказал, что не "поддерживать", а с нуля разжигать его нужно, — если б не знал, что любой "огонь" в широких массах населения здесь может быть только ультралевым, коммунистическим, что сразу же появятся лозунги "Все отнять и поделить!", "Пересмотр итогов приватизации" и пр., набегут неадекваты с красными флагами, для которых и Путин — либерал… Как это, собственно, и было в 2011-2012 на Болотной и пр. Сахарова, где красные флаги, по моим наблюдениям, явно доминировали по численности над всеми остальными, вместе взятыми. "Честные выборы" в России — это победа коммунистов. "Социальный протест" в России — это победа коммунистов. Надо еще и эту грозную опасность учитывать, планируя будущую борьбу.

А вообще, если вспоминать Болотную, то таскать опять каштаны из огня для всех этих Рыжковых, Гудковых, Касьяновых, Навальных, Яшиных, а уж тем паче Зюгановых с Рашкиными, как это было тогда, — не стоит и браться. Никакой ностальгии Болотная 2011-2012 гг. не заслуживает, по-моему, уже по одной этой причине.

Надеюсь, Вы не будете в обиде на меня за критику. Мой стаж — и тюремный, и политический — думаю, дает мне право немножко Вас покритиковать — в целях выяснения истины в ходе дискуссии. Как и со всей этой "оппозицией", что была на Болотной (кроме коммунистов и нацистов, конечно), цели у нас с Вами, в общем-то, одинаковые, вот только методы их достижения разные. Как и оценки потенциала наших врагов и неизбежных на избранном нами пути трудностей.

С уважением,
Борис Стомахин, политзаключенный

Пермская ИК-10

Ноябрь 2016 г.

Борис Стомахин

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter