Каспаров.Ru продолжает публикацию текстов номинантов премии имени А.Д. Сахарова "За журналистику как поступок".

Тема войны в Украине стала определяющей для российской журналистики. Зачастую, отношение к происходящему у ближайших соседей и нашему участию разделило между собой не только политических оппонентов, разделило семьи. 

Журналист "Новой газеты" Ян Шенкман в своей статье, номинированной на Сахаровскую премию, убедительно показывает, на примере российской культурной жизни, что это не столько украинская гражданская война, сколько наша. Это мы выбираем  между имперскими амбициями и сотрудничеством с другими странами, это у нас новое против прежнего, у нас брат на брата. Пока что война и перелом в менталитете происходит на чужой земле, но это наша война и это наша вина. 

 

"Моторола" против Гребеньщикова

 

Новости такие: рок-группа "Калинов мост" ходит по Донбассу в камуфляже и с автоматами. Их фото выложил на своей странице Прилепин, рекламируя сборник песен "Мы не оставим города свои". Мы — свои.

Донецкие города считают своими Дмитрий Ревякин (Новосибирск), Юлия Чичерина (Екатеринбург), Вадим Самойлов (Асбест), Александр Скляр (Москва), Захар Прилепин (Нижний Новгород)…

Всего тридцать восемь авторов. И среди них действительно известные люди, заслуженные и популярные. Может даже показаться, что половина фестиваля "Нашествие" поддерживает войну. Что это целое движение, которое захлестнуло страну. Старые, молодые, рокеры, рэперы, металлисты, панки… Мой одесский приятель под впечатлением от фото и альбома донецких песен так и написал:

дескать, государство фашистское, и музыка соответствующая, чего от них еще ждать-то? Они ВСЕ такие.

Это ложное впечатление. Как сказано в фильме Михаила Ромма, "была и другая Германия". Давайте сравним, вспомним, как было дело.

2014 год. Скляр пишет песню "Когда война на пороге": "Русские своих не бросают — это закон". Сильная вещь, вполне в духе комсомольских агиток времен раннего Брежнева. Послушаешь — и руки сами тянутся к автомату.

Тогда же, весной 2014-го, БГ, Максим Леонидов, Шевчук и Бутусов делают антивоенное заявление. Гребенщиков, одно слово которого перевесит весь прилепинский ансамбль песни и пляски, с ходу в студии под гитару записывает "Любовь во время войны" с прямо противоположным посылом:

что ж мы за люди такие, если можем испытывать сильные чувства только во время убийства?

 

 

Все три года войны Вадим Самойлов, Чичерина, "7Б" и Юта играют концерты в Донецке. Не знаю, сколько народу приходило их послушать, визуально — не больше трех тысяч.

2014-й. Макаревич дает концерт в Святогорске в пользу детей-переселенцев.

Шнуров записывает издевательскую песню "Патриотка". Сурганова участвует в пацифистской акции "Новой газеты" "Поздравления оттуда сюда". Это уже зима 2015-го. Примерно тогда же БИ-2 снимают клип на песню "Забрали в армию":

"Я, признаться, не думал, что может быть так: кто вчера был мне другом — сегодня мой враг", — с забрызганными кровью белыми костюмами.

Лето. "Тараканы!" со сцены фестиваля "Нашествие" делают антивоенное заявление ("против всех войн на планете") и поют песню "Солнечный круг". Их слушают около пятидесяти тысяч.

2017 год. Шевчук исполняет в Олимпийском пацифистскую "Русскую весну":

"Что нас примирит, как нам вместе быть? Как весну с тобой эту пережить?"

В зале больше тридцати тысяч.

Идем дальше. Вадим Самойлов в донецком альбоме поет песню на стихи Владислава Суркова: "Война пришла за тобой".

Это как если бы Леннон записал песню на стихи Эдгара Гувера или Никсона и прославил войну во Вьетнаме.

Глеб Самойлов, младший брат Вадима, выступает в Киеве, Днепропетровске и Одессе. И пишет песню "Живой", сопереживая обеим сторонам украинского конфликта. "Я написал ее после того, как на Майдане открыли огонь по безоружным людям. С тех пор многое изменилось. Сейчас безоружные люди гибнут и от действий новой украинской власти. Я не идеализирую ни одну из сторон конфликта. Козлы были, есть и будут в любом правительстве. Большие дяди играют в большие игры, а закончиться все может третьей мировой".

Братья, собственно, и поссорились из-за украинской политики. В том числе.

А бывает так, что страсти разрывают и раскалывают не только семью, но и душу отдельно взятого человека. Это случай Ревякина из "Калинова моста". В феврале 2014-го он был на Майдане и под впечатлением от увиденного ("Беседы с восставшим народом потрясли меня до основания") записал песню "Рахунок":

"Команданте Ярош! Красно-черные крылья. Огненная ярость, зимняя герилья. Люто ветер вторит: страху — мораторий. Дозор несет высотно Небесная сотня. Мало крови, мало, прольется еще. Жертвенная, алая, выставит счет! Мало крови, мало, прольется еще. Хлынут реки алые, выставят счет".

 

Путь от команданте Яроша к майору Прилепину занял у Ревякина два года. Крайности смыкаются.

От команданте до майора один шаг. А могло повернуться иначе. И тогда бы "Калинов мост" в камуфляже и с автоматами фотографировался бы на позициях запрещенного в РФ "Правого сектора". Почему нет?

Интересно, что "Рахунок" записан Ревякиным вместе с рэп-группой 25/17, любимой группой покойного "Моторолы". Есть легенда, что он сбегал с передовой, чтобы попасть на концерты 25/17 в Ростове.

"Моторола" вообще в этой истории ключевая фигура. Настолько, что все направление можно было бы назвать "моторола-рок". Он, оказывается, и стихи сочинял. А рэпер Хаски написал на них песню, которая тоже вошла в альбом.

Диспозиция такая: "Моторола" против Шевчука и БГ, кто кого?

"То, что происходит в Донбассе, — это концентрация всего самого светлого, самого главного, самого русского", — сказал Захар Прилепин. Всего ли?

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter