Не перестающий меня восхищать профессор экономики (и навальнианец) Максим Миронов нарисовал блок-схему, убедительно доказывающую почему Навальный должен идти на выборы, рискуя столкнуться с отказом в регистрации (по закону - после дня 45-го до дня выборов), и отказаться от любого паллиативного варианта, вроде выдвижения кандидатуры Юлии Навальной.

Схема замечательная (в бессмертном духе "первая колонна [т.е. полк] продвигается, вторая колонна продвигается...") и убедительная. 
И я рад за его слушателей в бизнес-школе мадридского "Института Эпреса", что у них такой хороший преподаватель, так доходчиво разъясняющий свой предмет.

Применительно к поединку Навального с системой, профессор Миронов очень четко показал, что если противник имеет значимый ресурсный перевес, то уклонение от лобового столкновения (выбор менее конфронтационной стратегии - тут он рассматривает действия Навального в предшествующие годы) неизменно ведет к проигрышу. 
Имеется в виду, что чем "уклончивей" (от решительней схватки) поведение, тем слабее позиция.

Есть только некоторая разница между военными действиями (а политика, тем более "революционная политика", каковой, например, являются действия Навального начиная с 26 марта - это "коалиционная война") и той "белой" бизнес-стратегией, с которой только и позволено знакомить слушателей в респектабельном европейском университете.

Строго говоря, существует две школы военного дела. Одна требует массировать всю силу в направлении главного удара. Проще говоря, "переть буром". Как одна известная нефтяная компания шла к получению двух других, при этом использовав несколько очень шумных судебных процессов. 

Другая, сегодня именуемая "Стратегией непрямых действий" (последний раз ее воспел знаменитый военный историк - британский капитан сэр Бэзил Генри Лиддел Гарт - см. Приложение), производимая им непосредственно от книги Сунь-цзы и трактата "У-цзы".

Советские военные историки злословили, что островная Британия, не имея мощной сухопутной армии, но имеющая сильнейший флот, потому и предпочла "непрямую стратегию", что могла выбирать место несильного, но чувствительного удара. То ли дело эпическое суворовское "пуля - дура, а штык - молодец". 

Во время Крымской войны одними маневрами британского флота удалось удерживать под Санкт-Петербургом огромную армию (для парирования десанта), а в мае 1941 года, отправив британские части в Грецию, Черчилль заставил Гитлера отправить танки на Балканы и на месяц отодвинул "Барбароссу".

В любой партизанской войне побеждает тот, кто лучше использует "непрямую стратегию". Например, Первая чеченская война завершилась поражением российских силовиков, потому что пока одни чеченские отряды целый месяц притворно отступали в горные южные районы, другие готовились к штурму Грозного. А в активе у Москвы были только беглые от Дудаева партноменклатурные кадры и откровенные бандюки.

Зато успех во Второй войне принесло сперва расшатывание власти Масхадова поддержкой Басаева, а затем переманивание сильного гудермесского тейпа Кадырова и ставка на светскую часть партизан (осиротевших масхадовцев), недовольных усилением позиций исламистов.

Азы военного искусства - двигаться так, чтобы противник не мог знать твоей конечной цели. Непрямая стратегия потому и возникла, что полководцы убедились - именно на направлении главного удара действие и будет равно противодействию.

Хрестоматийный пример: армии Жукова, истекающие кровью на Зееловских высотах и улицах Берлина, и обходной маневр Конева, подошедшего к столице рейха с юга и даже вошедшего в пригороды, причем со значительно меньшими потерями.

Нам предлагают (нам подбрасывают) прямой как штык маневр: Навальный собирает 300.000 подписей (заранее зная, что их не будут проверять - его документы просто не примут без справки об отсутствии судимости), ему отказывают в регистрации, и дальше он (скорее всего) призывает сторонников вписать его имя в бюллетени. 

И тут оживают все заранее пристреленные огневые точки: Явлинский и Собчак начинают (при поддержке либеральных медиа) мощную кампанию - "зачем пропадать голосам, если все демократы объединятся вокруг меня ("Нет - меня!" - "Нет - меня!"), то можно будет добиться второго тура..."

При этом деликатно будет упущено, что это будет второй тур между Путиным и Зюгановым. И вот тут-то и пригодятся все антисталинские и антиленинские пропагандистские заготовки этого ноября.

Но ведь возможно и по-другому. Создать для путиных-кириенко-сурковых-володиных некую неизвестность. Как это сделал генерал Ариэль Шарон в октябре 1973 года, когда египетские и советские генералы ждали удара на Каир, а израильская армия сформировала два котла - в Суэце и на восточной стороне Синая, где оказалась окружена 3-я египетская армия.

Скажем так, возможность для Навального стать доверенным лицом зарегистрированной Собчак ("альянс Анатольевичей") и получить возможность излагать свои позиции на официальных дебатах.

Или возможность для Собчак и Явлинского сняться перед выборами, заявив, что отказ в регистрации незаконно приговоренного Навального окончательно превращает выборы в отвратительный фарс, и посему, представив свои программы, они дальше своим присутствием украшать этот балаган не намерены. Оставив Путина "бороться" с привычным набором "ветеранов сцены".

Согласитесь, что такие политические ходы значительно трудней парировать. Кроме вариантов 2007 и 2012 годов - шквальный огонь по всем либералам. 

Но этот огонь придется вести на фоне публикации американского доклада о политической коррупции в России, весьма возможного отказа Москвы от Зимней Олимпиады (как же без флага - ради флага и едем), еще более возможных военных неприятностей в Сирии.

Так что стрелочки на картах будущего предвыборного ТВД могут быть куда более изогнутыми. Как и на схемах любой реальной коммерческой сделки.

*** 
Приложение

Из "Стратегии непрямых действий" (Б.Г.Лиддел-Гарт).

Простое непрямое движение к противнику с последующим выходом в его тыл еще не является стратегическим непрямым действием. Стратегическое искусство не так просто. Вначале движение может быть непрямым по отношению к фронту противника, но, разгадав замысел – выход в его тыл, — противник может перегруппировать свои войска, и тогда движение снова станет прямым по отношению к новой линии фронта.

Имея в виду, что противник может приготовиться к отпору ни новом направлении, необходимо основной обходный маневр дополнить маневрами на второстепенных направлениях, рассчитанными на отвлечение внимания противника.

Целью такого отвлечения внимания является лишение противника свободы действий, причем оно должно вызвать как физический, так и психологический эффект. В физическом отношении действия по отвлечению внимания должны привести к рассредоточению сил противника или к использованию их на второстепенных направлениях, с тем чтобы эти силы не могли оказать эффективного противодействия нанесению удара на решающем направлении.

В психологическом отношении этот же эффект достигается игрой на нервах командования противника и его дезинформацией. Вот что гласит стратегический девиз Джэксона: "Озадачивай, вводи в заблуждение и захватывай врасплох". 
Озадачить противника и ввести его в заблуждение – значит отвлечь его внимание, а внезапность действий служит важным фактором нарушения устойчивости противника. Посредством отвлечения внимания командования достигается распыление войск. Потеря противником свободы действий является результатом потери им свободы замысла <…>

Позитивные принципы

1. Выбирайте цель по своим средствам. При определении цели следует руководствоваться здравым смыслом и трезвым расчетом. Бессмысленно "откусывать больше, чем можете проглотить". Первым признаком военной мудрости является умение отличить возможное от невозможного. Учитесь смотреть в лицо фактам, не теряя веры в свои силы. Вера очень понадобится (та вера, которая помогает достигнуть, казалось бы, невозможного), когда начнутся боевые действия. Уверенность подобна электрическому току в батарее. Не допускайте истощения ее в напрасной трате сил. Помните, что ваша уверенность будет бесполезной, если элементы вашей батареи – люди, от которых вы зависите, — будут морально подавлены.
2. Никогда не забывайте о цели, когда вы приводите свой план в соответствие с изменившейся обстановкой. Имейте в виду, что вашей цели вы можете достигнуть различными путями, но следите за тем, чтобы захват каждого промежуточного объекта приближал вас к намеченной цели. При выборе объектов оцените возможность их захвата и то, в какой степени это скажется на достижении основной цели. Плохо отклониться в сторону, но еще хуже оказаться в безвыходном положении.
3. Выбирайте для своих действий такое направление, откуда противник меньше всего ожидает удара. Поставьте себя на место противника и решите за него, какое направление он будет считать для себя менее опасным и поэтому не примет соответствующих предупредительных мер.
4. Действуйте по линии наименьшего сопротивления, придерживайтесь такого направления до тех пор, пока сможете без лишних потерь продвигаться к намеченному объекту, захват которого приблизит вас к вашей цели (В тактике этот принцип распространяется на использование резервов, а в стратегии – на развитие любого тактического успеха.)
5. Выбирайте направление, на котором может быть создана одновременная угроза нескольким объектам. Тем самым вы поставите противника перед дилеммой и, воспользовавшись этим, сможете захватить по крайней мере хотя бы один менее защищенный объект, а может быть, и другие объекты.
Наличие одновременной угрозы нескольким объектам создает благоприятные предпосылки для захвата одного из них. Если же вы наметите только один объект, в этом случае противник не окажется беспомощно слабым, и вы наверняка потерпите фиаско, поскольку противник будет знать направление вашего удара. Нет более распространенной ошибки, чем смешение понятий "выбор одного направления действий", что обычно является правильным, и "выбор одного объекта" для нанесения удара, что обычно не увенчивается успехом. (Этот принцип применим главным образом в стратегии, но его следует применять где только возможно и в тактике. В сущности он является основой тактики просачивания войск.)
6. Обеспечьте гибкость вашего плана и диспозиции войск с учетом возможных изменений в обстановке. В плане вы должны предусмотреть и разработать дальнейшие мероприятия на слу чай успеха, неудачи или частичного успеха, что чаще всего бывает во время войны. Диспозиция ваших войск (или их группировка) должна быть такой, чтобы она давала возможность в короткий срок развить наметившийся успех или произвести перегруппировку применительно к новой обстановке.

Негативные принципы

7. Не наносите удар всеми силами, пока противник начеку, т.е. когда он занимает выгодные позиции для отражения удара или уклонения от него. История учит, что если противник не слишком слаб, невозможно нанести ему эффективный удар, пока не парализована сила его сопротивления или способность уклоняться от удара. Поэтому ни один командир не должен наносить удар противнику, закрепившемуся на позиции, до тех пор пока не убедится в том, что противник парализован. Паралич противника достигается его дезорганизацией и ее моральным эквивалентом – деморализацией
8. Не возобновляйте наступления на том же направлении (или в той же группировке) после того, как оно потерпело неудачу. Простое усиление войск не является достаточным основанием для возобновления наступления, поскольку противник также сможет в период затишья усилить свои войска. Кроме того, вполне вероятно, что успешное отражение противником вашего предыдущего наступления укрепит его и в моральном отношении
В дополнение к этим принципам для обеспечения успеха должны быть решены две основные задачи: нарушить устойчивость противника и развить успех. Первая задача выполняется до нанесения удара, вторая – после нанесения удара. Сам удар по сравнению с этими двумя задачами является довольно несложным актом. Вы не сможете нанести противнику эффективный удар, если сначала не создадите для этого благоприятные условия. Вы не сможете довести этот удар до решающего результата, если не используете вторую благоприятную возможность, которая появится прежде, чем противник сможет прийти в себя.

Евгений Ихлов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены