Последний Спилберг ("Первому игроку приготовиться") сразу помог выйти на две интереснейшие темы.
1. Поп-культура (масс-культ), на символическом почитании которой (эпохи 90-х, которые для американцев не "проклятые", а "золотой век Адриана") и построен фильм - безусловно является выражением "тени" ("подсознания") данной цивилизации. Для Америки это - революционной социалистический анархизм.
Поэтому, несмотря на то, что США погружены в две контрпартизанские войны, герильерос продолжают оставаться героями. И это не только "Робокоп-3" (где враг городских партизан - всемогущая корпорация), но и "Звездные войны", где джедаи из борцов с сепаратистами, отжимающими планеты, "которые плохо лежат" (предчувствие иракской оккупации Кувейта и российской агрессии против Украины), превращаются в Сопротивление против Империи.
Конечно, "Терминатор" и "Матрица"...
2. Тема "пасхалки", которую ищут герои Спилберга. "Пасхалка" - это сугубо католический культурный феномен, игровой поиск артефакта. Отражением этого служат шоколадные яйца с пластмассовыми машинками, роботами или трансформерами внутри.
Параллельная проекция - еврейский "древний красивый обычай", когда накануне Песах дети по всему дому ищут хамец (крошки квасной выпечки). Инверсия этого ритуала - нынешний израильский скандал, когда крупнейшие больницы запретили охране досмотр вещей посетителей на предмет, не несут ли они больным хамец.
Но есть и знаменитое русское Кощеево Яйцо, которое ищут герои сказок, и в котором Игла - артефакт, разрушение которого несет гибель Архизлу.
Выдвигаю версию, что это самый архаический, а потому и страшный пласт мифа.
Русская фольклорно-мифологическая традиция была "зафиксирована" гонениями при насаждении византизма и поэтому сохранила эхо древнейших преданий. А западноевропейская - развивалась дальше, и, по закону "инверсии мемов", из поиска средства погубить Повелителя Смерти превратилось в карнавальный поиск сюрпризов.
Спилберг же, как великий маг поп-культуры, вернул исходный смысл обряду с "пасхалкой". Детям и взрослым на радость.
Словом, записывайся в Антикощеевское Пасхальное Сопротивление.
! Орфография и стилистика автора сохранены