Когда говорят "тоталитаризм", то пред мысленным взором встаёт сталинская империя с ГУЛАГом: массовый террор, рабский труд, Беломорканал и железный занавес. И это сбивает оптику восприятия картинки путинской России: мол, ну какой же сейчас тоталитаризм? Ну авторитарный режим, авторитаризм, ну даже диктатура, но не тоталитарная система же. Люди ездят за границу, есть частная собственность, какая-никакая, но многопартийность, какие-никакие, но выборы. Вон "Новая газета" выходит, есть РБК, хоть и изрядно причёсанный, есть несистемная оппозиция, хоть и небольшая, опять же современное искусство, за формализм уже не преследуют. Какой же, мол, это тоталитаризм?

А смотря с чем сравнивать. Повторяю, все дело в оптике. Конечно, в сравнении со Сталиным или Мао (или там Пол Потом) Путин – сущий либерал. А вы перенастройте взгляд и сравните, скажем, с Германской Демократической Республикой, ГДР, было такое государство, где долгое время работал один весьма известный ныне офицер КГБ. Так вот в ГДР, между прочим, была как бы многопартийная система – наряду с правящей СЕПГ наличествовали Христианско-демократическая, Либерально-демократическая, Национально-демократическая и Демократическая крестьянская партии. Даже частный сектор был – всякие там кафешки и автомастерские. Но, тем не менее, ГДР оставалась абсолютно тоталитарным государством, чья знаменитая служба госбезопасности (ШТАЗИ) наводила ужас не только на собственных граждан, но и на весь мир.

Вот именно в этом ракурсе оптимальнее всего взглянуть на российскую многопартийность, российскую "демократию" и наш институт частной собственности (насколько он зыбок и относителен, показывает история с ЮКОСом или со сносом торговых павильонов в Москве). На мой взгляд, тоталитаризм более продуктивно рассматривать не с точки зрения степени дозволенного, а с точки зрения степени контроля. И в такой оптике в РФ, несомненно, построена новая тоталитарная система. Ибо контроль у нас тотальный. А всё остальное – уже детали и нюансы…

Мои наблюдения, разумеется, ни в коей мере не претендуют на новизну и оригинальность. Ещё в 2004 году, например, аналитик Павел Святенков считал, что Путин, испытывая особо тёплые чувства к Восточной Германии, строит систему, напоминающую "ГДР времён Хоннекера". Я лишь констатирую, что сегодня, спустя пятнадцать лет, эта система - тоталитарная система, повторяю - наконец, построена.

Алексей Широпаев

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены