По Первому показали очередной фильм из серии "Романовы". О Павле Петровиче.
И вот очень интересная деталь: Павел распространил телесные наказания и на дворян. Очень ему не нравились все эти вольности, пожалованные папенькой и матушкой. Таким образом, если в России и появилось хоть одно непоротое сословие, то Павел этот вывих быстро устранил (ненадолго, к счастью).
Конечно, все эти вольности дворянства на фоне крепостного рабства смотрелись вопиюще. Ну примерно как две совершенно разные расы в одной стране: высшая и низшая. Павел Петрович решил это исправить, по-московитски уравняв всех в рабстве – ну хотя бы частично.
Это было намного проще, нежели уравнивать всех в свободе. Тем более, что и сами дворяне скорее уж согласились бы быть поротыми, чем расстаться со своей рабовладельческой сладкой жизнью.
Но вообще же, все эти вольности дворянства, хоть и смотрелись, повторяю, на фоне крестьянского рабства вопиюще, но в принципе были прогрессивны. Всё-таки в стране появилось нечто вроде настоящей аристократии, а главное – нечто похожее на граждан.
Получая права, аристократия (в лучшей своей части) начинает транслировать их на другие сословия, на весь народ. Так было в Англии после Хартии Вольностей. Так было и в России – именно указы о вольностях дворянских в конечном счёте породили декабристов.
! Орфография и стилистика автора сохранены