Сегодня закрыла постыдный пробел в своем образовании — с опозданием на 15 лет посмотрела фильм "V — значит вендетта".
Я знаю, что сравнение нашей жизни с антиутопией стало банальностью. Только ленивый не сказал что-нибудь про Оруэлла, про то, что "Мир — это война. Свобода- это рабство. Незнание — сила". Про двоемыслие, про министерство памяти, где уничтожают память, и про министерство любви, где уничтожают людей. Фраза "мы рождены, чтоб Кафку сделать былью" была выкована в советские времена, но актуальности не потеряла. Сегодня читаю на фейсбуке: "Оруэлл и Кафка смотрят новости по телевизору. Кафка говорит: Джордж, скажите мне как документалист документалисту..."
Но вернемся к фильму...
В Англии в недалеком будущем к власти пришел диктатор. Появился он как спаситель, потому что люди были в ужасе из-за неожиданно распространившейся эпидемии смертельного вируса. Ближе к концу фильма выясняется, что вирус этот был специально выпущен на свободу, чтобы испугать людей и показать им, что спасти их может только тот, у кого есть лекарство от смертельной болезни — будущий диктатор и его приближенные.
Не подумайте, что я считаю, будто коронавирус был кем-то сконструирован. Ни в какую дьявольскую лабораторию в Ухане я не верю, как не верю и в заговор ЦРУ. А вот то, что диктаторам всего мира очень удобно, когда в их странах (именно в их, родных, а не где-то далеко) приближается катастрофа, расползается эпидемия, взрываются дома или появляются террористы — в это я верю. Это, кстати, не значит, что они обязательно организуют все эти события, как в фильме. Кто-то использует то, что под руку подворачивается, — но с тем же результатом: Вот он я, ваш спаситель, давайте мне ваши гражданские права, я сегодня их за ужином скушаю...
Дальше устанавливается диктатура, комендантский час, военизированные отряды патрулируют улицы и творят что хотят. Геев и лесбиянок преследуют и арестовывают, за хранение Корана убивают, пропагандистский телеканал несет агрессивную пургу, диктатор сидит в бункере и по сути дела становится заложником спецслужб...
Боже мой, неужели наша жизнь настолько банальна, что ее можно было предсказать пятнадцать лет назад? Даже обидно немножко.
Некоторые анархистские организации, кстати, обиделись на создателей фильма и заявили, что от них там осталась только маска Гая Фокса, а вся суть анархизма оказалась выхолощена в угоду голливудским эффектам. Но, вообще-то, никто не говорил, что фильм об анархизме и анархистах.
Фильм о сопротивлении мрачному государству, о том, что по-настоящему власть рушится не в тот момент, когда один, пусть даже супергениальный мститель, творит свою вендетту, а когда на улицу выходят тысячи. И когда смотришь на это, то даже высокопарные фразы, придуманные тогда еще братьями Вачовски, вроде "Почему ты не умираешь? — За этой маской не только лицо, но и идея, а идею убить нельзя" или "Этой стране не нужны здания, ей нужна надежда" — оказываются вполне адекватными и реалистичными.
Конечно, есть там разные мелочи, которые не совпадают с нашей реальностью. Вот, например, честный полицейский, который по всем законам жанра доходит до истоков зла, осознает, что произошло — и переходит на сторону добра. Вот она — голливудская специфика и лакировка действительности.
Впрочем, не обязательно все должно происходить так, как в фильме, история тем и интересна, что в ней все бывает по-разному.
Александр Сергеевич Пушкин, который был не только нашим всем, но еще и выдающимся историком, очень тонко заметил: "Ум человеческий, по простонародному выражению, не пророк, а угадчик, он видит общий ход вещей и может выводить из оного глубокие предположения, часто оправданные временем, но невозможно ему предвидеть случая — мощного, мгновенного орудия провидения".
Все бывает по-разному. Это точно. Но механизм власти, основанной на страхе, запугивании своих же людей, на ненависти и крови, остается. Как и ее конец.
! Орфография и стилистика автора сохранены