Обыски в Москве вчера прошли по трем десяткам адресов — от Юлии Навальной до мамы главного редактора "Медиазоны" Сергея Смирнова. Можно трактовать это по-разному — и трактовки не исключают друг друга. Как "наказание" за митинги 23 января. Или как предупреждение и запугивание перед митингами 31 января. Конечно, запугивание не самих членов команды Навального, уже привыкших к таким ситуациям, а широкого круга людей, в том числе людей известных, призывающих участвовать в акциях. 

Вот фрагмент протокола допроса Любови Соболь, на которой ее спрашивают: знаете ли вы лично Александру Бортич, Яну Троянову, Дмитрия Глуховского… То есть силовики работают и по знаменитостям, симпатизирующим Навальному. Не думаю, что дело дойдет до предъявления реальных обвинений актерам и писателям, но это острастка для них и других: не надо, не надо публично поддерживать Навального и призывать к акциям протеста. "С кем вы, мастера культуры?".

Обыски, что удивительно, проходили в рамках уголовного дела о нарушении санитарно-эпидемиологических правил (то есть распространении коронавируса). В соцсетях шутят, что в офисе ФБК надеялись найти недоеденную летучую мышь. Но основания, видимо, более прозаичны. По логике следователей, сторонники Навального призывали выйти на митинги, несмотря на действующие коронавирусные ограничения; на митинги вышли люди; среди них были больные ковидом. Но виноваты не больные ковидом, которые пришли на митинг (да и насколько реальными они были?), а именно призывавшие к акции протеста. То есть чтобы доказать вину, надо доказать призывы, а чтобы доказать призывы, надо изъять компьютеры и телефоны, с которых эти призывы осуществлялись — логика примерно такая (как я себе ее представляю). Благодаря ковиду административка о призывах к несанкционированным акциям превратилась в уголовку, только и всего.

В результате обвинения предъявлены Олегу Навальному и Любови Соболь. Статья не арестная (до двух лет лишения свободы), но обоих уже задержали на 48 часов. Леонид Волков считает, что Олега Навального власти могут взять в качестве "заложника", а Алексея Навального сегодня отпустить (Мособлсуд внезапно назначил рассмотрение апелляционной жалобы). 

Понятно, что к реальной правоохранительной деятельности и правосудию все это отношения не имеет. Все эти огромные полицейские силы заняты чисто политической работой по борьбе с оппозицией. Но чтобы эта борьба выглядела менее политической, на вооружение взяли "бытовую" статью о распространении коронавируса.

Дмитрий Колезев

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены