Почему-то в воспоминаниях о Жане-Поле Бельмондо много такого: "Это была форточка в "железном занавесе"... Он показал нам западный мир, он показал нам нормальную жизнь, он играл рыцарственных людей — настоящих европецев..."
И совершенно понятны и эти слова, и зрительская благодарность. Но дело-то в том, что он меньше всего стремился к какой-то пропагандистской картинке. Отнюдь! Нет, это — Европа без прикрас. В том числе — и с той самой темной стороной, с которой мы сталкиваемся.
Мы называем ее по-разному: "шредеризация", "интернационал подлецов". А еще — "реаль-политик" и "свои сукины сыны". Фильм "Профессионал" — о нет, далеко не "просто боевик"! — он как раз об этом.
Напомню: секретный агент отправляется в некую страну Малагави, чтобы по заданию правительства убить местного диктатора Н'Джалу. Разумеется, изверга и нарушителя всех мыслимых прав человека. Казалось бы, отличное дело — тираны мира должны быть истреблены, а свобода — восторжестовать.
Однако концепция внезапно изменилась: Н'Джала стал очень выгоден правительству, с ним намерены заключить контракт на строительство АЭС. А что такое жизнь секретного агента в сравнении с такого рода интересами? Да просто пшик! И его сдают диктатору свои же.
Как вам такие "европейские ценности" и такая "рыцарственность"?
А дальше — пытки, тюрьма, побег, бои, возвращение. И вызов этой "реаль-политик" — Родина дала задание убрать изверга? Так я — профессионал и доведу работу до конца.
И это обещание выполняется.
Вспоминая Бельмондо, нельзя не вспомнить и это:
— Я нужен своей стране!..
— Тираны никому не нужны! Когда Вы умрете, в стране пойдет бурное веселье: народ будет петь и плясать на улицах и жечь Ваши чучела под кокосовыми пальмами.
В реальности все было иначе. И более, и менее трагично. Казалось бы, а при чем тут диктатор-людоед Бокасса? А очень даже при чем.
В 1966-м к власти в Центральноафриканской Республике пришел полковник Бокасса. Впрочем, в этом звании он был недолго, быстро дошел до фельдмаршала, а если бы его не остановили — наверняка стал бы и генералиссимусом. Императором-то стал!
Культ личности, жесточайшая диктатура, особые гастрономические пристрастия особым секретом не были. Как и существование очень важных месторождений урана (в кино, заметим, тоже задействована ядерная энергетика — строительство АЭС).
Поэтому Франция, бывшая метрополия, диктатора обхаживала. Хотя — не всегда: были и покушения, возможно, организованные французскими спецслужбами. Такое вот двоемыслие по Оруэллу.
Бокасса и президент Франции Валери Жискар д'Эстен
Кончилось тем, что в ответ на очередные протесты (против обязательности дорогой школьной формы — у людей реально не хватало денег) были зверски убиты сотни детей, причем император лично принимал участие в расправах. Возможно, бывшая метрополия простила бы и это — но у него наметилась очередная дружба с любителем африканских людоедов-вождей Каддафи.
В общем, любая помощь взбесившемуся людоеду делала Францию соучастницей. И в самой Франции это прекрасно понимали. "Известно, что империя была провозглашена в Банги [столице] благодаря Франции. Если Бокасса останется у власти, это произойдет, несомненно, также благодаря Франции", — констатировал журнал "Jeune Afrique".
Тогда-то и было принято решение о проведении операции "Барракуда". Действовали действительно профессионалы: французские подразделения спецназа прибыли в аэропорт столицы в тот момент, когда тиран отсутствовал — был в Ливии у своего большого друга. Появились они под предлогом защиты дипмиссий, но вместо западных посольств направились к императорскому дворцу. Он был занят без боя, Бокасса лишился империи.
Впрочем, в отличие от фильма, тиран не погиб. Он был осужден заочно, потом пожил во Франции — как раз во времена написания сценария "Профессионала", потом вернулся в страну (видимо, надеялся на то, что народ ему обрадуется), отсидел уже реально, был амнистирован. И доживал жизнь полубезумным стариком, рассказывающим всем желающим (надо думать, немногим) о том, как он был прав, при нем порядок был и "какую страну про***ли!"...
С другой стороны, в жизни все оказалось хуже. Потому что и правда про***ли — мира в Центральной Африке нет. И мало того — там гибнут профессионалы. Профессионалы-журналисты. И совсем не французские...
И вот что еще важно. Фильмы, в том числе и французские, в том числе и с Бельмондо, — прекрасно (или не очень, все же редакторские ножницы никуда не девались) шли в СССР. Те самые, открывающие в "железном занавесе" форточку в нормальную европейскую жизнь.
А вот "Профессионал" — нет. Он был закуплен, Рязанов посвятил ему выпуск "Кинопанорамы"... и всё. Фильм на экраны не вышел. Цензура запретила его почти на 10 лет. Драки, стрельба, обнаженные женщины? В этом все дело? Ведь, казалось бы, фильм, который показывает западные спецслужбы и западных политиков не в лучшем виде, должен прийтись в СССР на ура. Но — ничего подобного! "Профессионал" стал доступен советскому зрителю только перед финалом СССР. И запомнился даже на фоне массовых открытий того времени.
Может быть, цензорам показались крамольными не драки, а та самая фраза из фильма — про диктаторов? Она и правда очень правильная. Единственное, что в ней лишнего, — это кокосовые пальмы. Они растут не на всех широтах, где водятся тираны.
А вертолет — он все-таки взлетел. Вчера...