Вчера британское правительство отменило план введения в Англии с 1 октября обязательных паспортов вакцинирования для посещения ночных клубов и других людных мероприятий в помещениях. В ряде европейских стран (Франции, Италии и др.) подобные меры уже реализуются, несмотря на бурные уличные протесты.
В Англии Борис Джонсон объявил о предстоящем принятии такой жесткой меры в июле, и с тех пор правительство не раз подтверждало это намерение. Причем речь шла о том, что для посещения мест, где невозможно соблюдение социальной дистанции, будет необходим документ именно о двойной вакцинации, а свежие негативные тесты на коронавирус приниматься не будут. Но в воскресенье в интервью BBC министр здравоохранения Саджид Джавид сообщил, что правительство отказалось от своего плана. Он отметил, что ему самому идея паспортов вакцинирования никогда не нравилась, да и "большинству людей инстинктивно она не нравится". Но, по словам Джавида, правительство должно было тщательно ее проанализировать и после этого пришло к выводу, что хотя эту меру "надо сохранить в резерве в качестве потенциального варианта", сейчас вводиться она не будет.
Министр здравоохранения настаивал, что решение отказаться от прежних планов не было принято внезапно. Однако похоже как раз на это. Ведь никаких резких изменений в ситуации с коронавирусом в Британии за последнее время не произошло. Число ежедневных заболеваний ковидом за неделю несколько снизилось, но и сейчас составляет около 30 тысяч. По две прививки получили 66% населения, однако темпы вакцинации заметно снижаются. 8 сентября министр по делам вакцинации Надхим Захави настаивал в Палате общин, что вакцинные паспорта необходимы, чтобы избежать новых локдаунов. И даже в воскресенье утром Джавид в другом телеинтервью говорил, что окончательное решение еще не принято.
Видимо, резкое изменение позиции Бориса Джонсона связано с тем, что он натолкнулся на решительный протест рядовых депутатов Консервативной партии против "дискриминационной" и "авторитарной" меры, которая сильно противоречит британским традициям индивидуальной свободы. Свыше 40 заднескамеечников-тори публично заявили, что будут голосовать против введения обязательных паспортов вакцинации – этого было бы достаточно, чтобы провалить попытку правительства провести через парламент соответствующий закон. В принципе такую меру можно было бы внедрять и без законодательного оформления, но Джонсон, авторитет которого в партии и так падает, не захотел идти на открытый конфликт со значительной частью фракции.
Естественно, столь своеобразный характер принятия важного решения о резком изменении коронавирусной политики вызвал жесткую критику оппозиции. Замлидера Лейбористской партии Анджела Рэйнер заявила, что крутой разворот по вакцинным паспортам является последним свидетельством того, что правительственный подход к этому вопросу был "беспорядочным с самого начала". Она подчеркнула, что со стороны министров никогда не было ясности относительно того, каковы цели вакцинных паспортов, как они должны были бы работать и как к ним мог бы подготовиться бизнес. Впрочем, подобная неопределенность и частые смены курса являются фирменным стилем работы кабинета Джонсона.
! Орфография и стилистика автора сохранены