Когда недавно стало известно о том, что президент Байден пригласил Британию участвовать вместе с США и Австралией в новом оборонном альянсе AUKUS в Индо-Тихоокеанском регионе, в Лондоне это было воспринято как подтверждение новой глобальной роли страны после выхода из ЕС. Представитель правительства даже подчеркнул, что Британия вошла в AUKUS благодаря брекситу. Другим событием, демонстрирующим особое место Британии в отношениях с США, стало то, что Борис Джонсон в ходе визита на сессию Генассамблеи ООН во вторник был принят Джо Байденом в Белом доме, а не в Нью-Йорке. В ходе встречи было подчеркнуто единство позиций двух ближайших союзников по ряду глобальных вызовов. В частности, Байден подтвердил, что собирается лично посетить предстоящую в ноябре в Глазго конференцию ООН по климату, успех которой так важен для международной репутации Джонсона.
Однако отношения между США при новом президенте и Британией после брексита отнюдь не безоблачны, более того, они сложны и противоречивы. Не говоря уже о том, что у Байдена и Джонсона сложная личная история взаимоотношений. Байден, будучи вице-президентом при Обаме, открыто выступал против брексита и вряд ли забыл о тесных отношениях Джонсона с президентом Трампом. Он даже когда-то назвал британского премьера "своего рода физическим и эмоциональным клоном" Трампа. Сейчас, конечно, два лидера подчеркивают расположение друг к другу. Но когда дело доходит до вопросов, которые Байден оценивает как прямо затрагивающие национальные интересы США, он проявляет твердую неуступчивость.
Таким вопросом, как показали переговоры в Белом доме, является заключение соглашения о свободной торговле между двумя странами. Для Лондона этот вопрос крайне важен. Объем взаимной торговли в 2019 г. составил $273 млрд. В кампании перед референдумом 2016 г. брекситеры, включая Джонсона, рекламировали быстрое заключение широкомасштабной торговой сделки с США, снимающей тарифные ограничения, как один из главных призов выхода из ЕС, и президент Трамп эти надежды подпитывал. Однако после прихода к власти администрации Байдена соответствующие переговоры были, по сути, заморожены. Насколько можно понять, в Вашингтоне сейчас больше заинтересованы в возобновлении начавшейся еще при Обаме подготовки торгового соглашения с ЕС.
Перед встречей с Джонсоном в Белом доме Байден уклончиво ответил на вопрос журналистов о перспективах заключения торгового соглашения с Британией. Он сказал, что они "немного обсудят тему торговли", но добавил: "Нам придется как следует проработать этот вопрос". На Даунинг-стрит продолжают утверждать, что масштабное соглашение с США остается приоритетом, но Джонсон в Вашингтоне, вторя Байдену, невысоко оценил шансы на достижение сделки до парламентских выборов 2024 г., отметив, что "американцы ведут переговоры очень жестко". Остается довольствоваться частичными успехами, вроде решения Вашингтона отменить запрет на импорт британской говядины.
Кроме того, Байден, гордящийся своими ирландскими корнями, вновь решительно поддержал протокол по Северной Ирландии, являющийся частью соглашения с ЕС о брексите. Это прямо противоречит позиции Лондона, который добивается кардинального пересмотра протокола, предусматривающего таможенные проверки товаров, идущих из Великобритании в Ольстер. Так что, несмотря на внешне радушный прием Джонсона в Белом доме, противоречий между Вашингтоном и Лондоном достаточно, и вряд ли они исчезнут в обозримом будущем.
! Орфография и стилистика автора сохранены