Были две русские эмиграции. В конце 1910х - начале 1920х люди уезжали, считая, что новый большевистский режим настолько абсурден и нелеп, что не проживет долго, и они скоро вернутся. Но не вернулись никогда (кроме тех несчастных, что поверили пропаганде НКВД в конце 1930х). В 1970е, когда стало возможно вновь уезжать, люди считали, что режим настолько железобетонный и несокрушимый, что они точно уезжают навсегда. Но уже через 12 - 15 лет оказалось, что можно вернуться.
Как будет теперь?
Иван Крастев написал отличную колонку в "Нью-Йорк таймс". Главная идея изящна и исторически проницательна: так же как неправильно было думать в 1991 г., что в России теперь всегда будет демократия, сегодня неправильно думать, что в России теперь всегда будет автократия.
Но все это перекрывает трагедия Мариуполя, который уже неделю штурмуют, точнее обстреливают и уничтожают российские войска. По сообщениям местных властей, там погибло 2200 человек. Мариуполь очень важен Путину как "переговорная позиция". Это же второй город Донбасса, который он решил освободить от "фашистов" и который, вероятно, по-прежнему требует себе в административных границах в рамках соглашения с киевскими властями. Однако требование это выглядит нелепым, если ты вот уже две недели не можешь взять этот Донбасс под контроль. Переговорная позиция ценой в 2200 человеческих жизней. Очевидно, что после таких боев и потерь сдача Донбасса в административных границах для украинских властей будет вряд ли приемлема.
Ну, и наконец. NN рассказал, звонил старому знакомому - советский офицер, русский, на пенсии живет в Николаеве, на вопрос "Как ты?" - "Как я? У меня две дочери воюют". В Украине Путин сумел создать антипутинскую нацию. Слава Украине!
! Орфография и стилистика автора сохранены